|
|
Современная классика
Ирина Шипова
Новая берлинская классика
V-MMII - 31.12.2002
Однако не во всех своих проектах заплывает Ханс Колхофф в столь далекие
исторические и географические глубины. Его гранитные монолиты на Фридрихштрассе и
Унтер ден Линден – не прямые архитектурные цитаты, но неуловимое напоминание
о строгой и монументальной немецкой архитектуре 1930-х. Здесь есть и горизонтальное членение фасадов карнизами, и
рельефность стены за счет четкого ритма несущих их лопаток. А в «Европейском
доме» на Унтер ден Линден вводится даже такой давно забытый элемент, как балюстрада. Ну и, конечно, сам материал – темно-серый гранит, в одном случае полированный,
в другом матовый, – безусловно является сильным пластическим средством.
В той же величественно-суровой эстетике решен и комплекс «Ляйбниц-колоннады»
в Шарлоттенбурге в одном из уютнейших уголков Западного Берлина с сохранившейся
старой застройкой. Комплекс состоит из двух
уходящих вглубь квартала восьмиэтажных зданий, усиленных со стороны улицы
десятиэтижными башнями. Протяженные, облицованные серым гранитом фасады,
опирающиеся на дорическую бетонную колоннаду и венчаемые балюстрадой, фланкируют выложенную булыжником площадь
с фонтаном (Walter-Benjamin-Platz). Это, наверное первый и единственный пример
использования колонн в берлинской (да и в общегерманской) послевоенной архитектуре.
Джорджио Грасси (Giorgio Grassi, A+T-Projekt). «Парк-колоннады», 1996–2001
«Пацчке и Клоц» (Patzchke und Klotz).
Отель «Адлон». 1995–1997
«Кроненпале». 1998
«Шарлоттенпале», 1998
«Домпале». 1998
Если не считать, конечно, постмодернистского комплекса-коллажа Альдо Росси на
Шютценштрассе, объединяющего на территории одного квартала разнообразные
исторические типы зданий и даже фрагменты фасада палаццо Фарнезе Микеланджело
и де Сангалло. Однако для Росси все это лишь игра: он не только раскрашивает фасады в
самые неимоверные цвета, но и зримо отделяет колонны от земли, подчеркивая их
декоративность и «ненастоящесть».
У Колхоффа и Тиммерманн все всерьез, без иронии и сантиментов. При этом, строя
свои серые и холодные здания в и без того сером и холодном Берлине, мысленно они –
как и положено настоящим классицистам – в теплой, залитой солнцем Италии. Потому
и площадь, обрамленную «колоннадами», мыслят ее авторы как итальянскую пьяццу,
и квартиры – в зависимости от плана и размеров – имеют соответствующие названия: «Венеция», «Рим», «Милан», «Сиена»,
«Тоскана». Характерно, что первые три типа квартир уже распроданы, а вот «Сиена» и
«Тоскана» пользуются меньшей популярностью. Непонятно, то ли города эти менее
популярны среди немецкого населения, то ли планировка подкачала.
<<вернуться далее>>
|
|
|