|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Большой дом.
Иностранный акцент
XII-MMIV - 21.11.2004
Заха Хадид
Жилой дом на Штреземан-штрассе в Берлине (тогда –
Западном). 1987
Главной новостью этого года стало,
наконец, приглашение иностранных
звезд. Они пришли как-то разом, так,
будто перед нами спланированная
компания. Эрик ван Эгерат спроектировал
комплекс «Русский авангард» и башни
«Москва» и «Петербург» для «Капитал
групп». Та же компания пригласила
и Заху Хадид для строительства
живописного комплекса на Живописной
улице в Москве. Одновременно с Захой
Хадид в Москву приехал и Норман Фостер
– его для проектирования трех высотных
зданий позвал в Москву Шалва Чигиринский. В то же время Рем Колхаас
проектирует для концерна «Крост» новый
квартал в «Велтон-Парке» (интервью
с главой «Кроста» Алексеем Добашиным
читайте на стр. 96). Кроме них Москву
посетили Ханс Холляйн, Доминик Перро,
Одиль Дек, Этторе Соттсасс, Бернард Чуми
и Массимилиано Фуксас. Учитывая,
что Херцог и де Мерон, Рафаэль Манео,
Альваро Сиза, Гаэтано Пеше и Витторио
Греготти посетили нас в прошлом году,
можно сказать, что осталось не так много
архитектурных звезд, которые бы
не проявили интереса к московскому
архитектурному рынку.
В июне этого года автор настоящего
текста встречался с Массимиалиано
Фуксасом. «Я знаю, звезды приезжают
к вам каждые две недели… – сказал мне
господин Фуксас. – Я понимаю, что вы
воспринимаете мой приезд в этом ряду.
Но это естественно. Сегодня от России
ждут очень многого, и за последние три
месяца я читал, наверное, пять-шесть
статей на тему русского архитектурного
рынка. Последняя в «Corriere della Sera»
так и называлась – «Следующий пункт –
Россия». Там говорилось, что после Китая,
который сегодня начинает свертывать
свой архитектурный рынок для иностранцев, следующим местом для современной
архитектуры будет Россия».
Интерес звезд к русскому рынку
понятен, и это устойчивая тенденция
в течение последних пяти-семи лет. Новая
тенденция, которая характерна именно
для последнего времени, – встречный
интерес к ним со стороны русских заказчиков. Их, наконец, стали приглашать
не художественные институции, но те
люди, за которыми стоят реальные деньги.
Заха Хадид
Жилой дом на Штреземан-штрассе в Берлине (тогда –
Западном). 1987
В 2003 году главный архитектор
Москвы Александр Кузьмин дал развернутое интервью нашему журналу
(см. ПК IX). Среди прочего речь зашла
и о зарубежных звездах.
Александр Кузьмин
Относительно их звезд. Я в этом году
встречался с Норманом Фостером и потом
с Ричардом Роджерсом – нет у них планов
строить в России. Кто-то хочет.
Я упоминал Эгерата. Была у нас встреча
и с Домиником Перро. Не знаю, относить
ли его к звездам, но в принципе с Перро
можно сделать проект. А так… Мне
кажется, мы себя очень переоцениваем.
Создаем впечатление, что они все к нам
рвутся, а их не пускают. Это не так.
И потом – много ли «звездных» построек
в старых европейских городах? Особенно
в центре? В Париже, в Риме?
Григорий Ревзин
Смотря где. В Базеле, например, по нашим
понятиям – город совсем маленький, а там
около 40 таких построек. Они специально
коллекционируют звездные работы.
Заказывают маленькие здания, но мировым знаменитостям. И сегодня это уже
топовая коллекция – и Герри, и Заха
Хадид, и Херцог с де Мероном, и Марио
Ботта, и т.д.
А.К.
Ну да, коллекционирование. Коллекционирование – это особая тема, оно совершенно
иначе строится. Хотя, знаете, что-то в этом
есть. Не большие стройки, тут с иностранцами всегда проблемы, а именно как
в Базеле. Маленькие престижные здания.
Можно попробовать. Пожалуй, завтра же
и начнем.
далее>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|