приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Елена Гонсалес
Проект без компромиссов

XII-MMIV - 28.11.2004

Реконструкция фабрики под офисы 
Адрес: улица Тимура Фрунзе, 11, корпуса 2-5 
Архитектурное бюро «Рождественка» 
Архитекторы: Наринэ Тютчева, Петр Попов, Сергей Кравченко, Ирина Кудрявцева, Михаил Гайер, Петр Григораш, Владимир Литвинов 
Конструктор: Александр Тимофеевич 
Заказчик: ООО «Столичный Проект», ООО «Стройпроект»
2004

Реконструкция фабрики привела к рождению эффектного стеклянного фасада-ширмы

История реконструкции фабрики «Красная Роза» (до революции – Жиро) весьма необычна, а в значительной мере и поучительна в духе поговорки «не было бы счастья, да несчастье помогло». Это история о том, как архитекторы, исправляя чужие ошибки, добились результата, во много раз превосходящего предполагаемый. То есть, говоря официальным языком, повысили класс офисов с «Б» на «А».

Бюро «Рождественка» было привлечено к работе тогда, когда проект реконструкции уже был сделан, – выпущена проектная документация, получены разрешения и согласования. От архитекторов требовалось разработать проект интерьера центрального вестибюля. Особых амбиций у заказчика не было, особо тратиться не входило в его планы – по существу, все сводилось к банальному ремонту с перепланировкой. Роковым стало решение сделать еще один вход со стороны двора (корпус фабрики образует в плане букву П). Дело происходило зимой, во дворе лежал огромный сугроб, и архитекторы сделали проект, опираясь на отметки обследования. В связи с большим перепадом высот были спроектированы лестницы и пандусы. Вид получился нарядный, и решено было считать этот вход за главный. Подписали договор, начались довольно дорогие работы по перепланировке входной группы. Ход работ был остановлен в момент, когда снег начал таять. Обнаружилось, что перепада не существует. Все хитроумные вертикальные «развязки» стали бессмысленными. Архитекторы доложили об ошибке в обмерах, а заодно, решив, что терять уже нечего, и обо всех прочих ошибках проекта реконструкции, замеченных в процессе работы. К таковым относились не только мелочи, вроде неправильно привязанных санузлов, в результате чего перегородки попадали точно в окна, но и более существенные претензии к планировке. Пространство фабрики – футбольное поле с сеткой колонн, было перегорожено, из вестибюля около 500 человек должны были попадать в офисы по узким извилистым коридорам. Не замечать отсутствие всякой планировочной логики руководство «Столичного Проекта» больше не могло и постановило: «Раз вы такие умные, делайте альтернативное предложение». Это был профессиональный вызов, и архитекторы ответили на него проектом без оглядки, без компромиссов, будучи уверенными, что он не будет принят. Возможно, эта «безоглядность» и стала решающим аргументом – проект показывал совершенно новые возможности старого фабричного комплекса. То, что другие пытались решить изнутри, решалось снаружи, вместо чистенькой безликой штукатурки открывался фактурный кирпич, а дворовый фасад, обретая лихую современную конструкцию, становился главным. Решаясь на такой радикальный шаг, заказчик, конечно, рисковал, но этот риск был оправдан. Планировочное решение опиралось на максимальное сохранение свободных цеховых пространств, дающих, как известно, оптимальный выход полезных площадей. Все коммуникационные проблемы решает пристроенная к внутреннему фасаду галерея, функционально собравшая все «коридоры». Галерея образована пространственной конструкцией «стенка – балка Веронделя», опирающейся на 3 колонны. Фактически – это большая ферма, в поперечном направлении перевязанная с фасадной стеной перекрытиями, образующими горизонтальные диски жесткости. Новый фасад выполнен из 6 типов деталей (крестовин и элементов сборки), повторяющихся 24 раза. Получается самонесущая прозрачная стена, не только не опирающаяся на изрядно изношенные стены, но и не примыкающая к стенам боковых фасадов. Такое чистое решение позволило сохранить заметный энтазис старых стен – признак не столько трепетного отношения к старине, сколько хорошего архитектурного вкуса. Этот вкус проявляется и в отношении к декорированию фасадов, вернее, полному отсутствию такового. Фабричный корпус не является ни историческим памятником, ни тем более архитектурным шедевром. Это весьма рядовая для своего времени архитектура, достоинства которой мы оказываемся способными оценить только сейчас: грамотные пропорции, правильные отношения массы стены и проемов, качество материалов и строительства. Архитекторы «Рождественки» обнаруживают и репрезентируют эти достоинства простыми, но эффектными способами. Так, при замене старой столярки (рам двойного остекления) на стеклопакеты, окна обрели изрядную глубину, что подчеркнуло энергичный ритм и хорошие пропорции проемов. Бетонные откосы удачно ловят тень, делая фасады более выразительными. Заменив штукатурку на ремонт кирпичной кладки, «Рождественка» пошла по более сложному пути. Вычинка кирпича – работа кропотливая, мало кто умеет ее делать. Помог опыт реставрационных работ: усадьба Матвеевых на Болотной улице, реконструированная для РосНефти, особняк в Кадашевском переулке, флигель усадьбы на Малой Дмитровке, дом поручицы Лобковой в Большом Толмачевском, дом на Пятницкой. В результате – открытый старый кирпич, замечательным образом сочетающийся со стеклом и металлом. Все вышеописанное можно считать нормальной архитектурной практикой. Это было бы правильнее всего, если бы в реальности не существовала другая «норма», согласно которой проекты реконструкции с «приспособлением» ничем другим, как опошливанием старой архитектуры, не оборачиваются. Наивно рассматривая старые здания, пусть и не самые выдающиеся, но, безусловно, несущие печать общей культуры, как некий фон для собственных экзерсисов, архитекторы выбивают табуретку из-под собственных ног. Проект реконструкции фабрики «Красная Роза» изначально опирается на культуру прошлого, защищая тем самым современные добавления от моральной инфляции.

далее>>

вверх

 Здесь / экономика

     

21.11.2004 XII-MMIV
Григорий Ревзин
Большой дом.
Иностранный акцент

     

28.11.2004 XII-MMIV
Алексей Добашин:
«Я хочу понять, как будет выглядеть будущее»

     

28.11.2004 XII-MMIV
Григорий Ревзин
Большой дом.
Ответ Михаила Филиппова

     

 Здесь / проект

     

28.11.2004 XII-MMIV
Евгений Полянцев:
«Я сел писать традиционный роман XIX века»

     

 Здесь / реконструкция

     

28.11.2004 XII-MMIV
Елена Гонсалес
Проект без компромиссов

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна