приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Анатолий Белов
Смена декораций
XXVIII-MMIX - 01.05.2009

Ресторан «1812 год». Главный (дворовый) фасад, вид с крыши-террасы одноэтажного корпуса

Ресторан «1812 год» Сергея Бархина (автором рабочего проекта является Дмитрий Пшеничников, автором идеи – Александр Кузьмин) на Садовой-Кудринской – это не классика в привычном смысле слова. В его архитектуре наравне с классическими элементами присутствуют также элементы эклектики, постмодерна и даже модернизма. В общем, стилистика этого произведения носит своего рода компромиссный, «усредненный» характер. Но классика, постмодернизм, эклектика и модернизм здесь не смешаны друг с другом, не соподчинены конкретному образу, а вопреки ожиданиям, наоборот, противопоставлены друг другу в рамках одного пространства – как бы парадоксально это ни звучало. Что в данном случае подразумевается под «противопоставленностью»? Когда человек только подходит к ресторану, он видит отреставрированный двухэтажный особняк рубежа XIX–XX веков лимонно-белого цвета, приятно эклектичный, фланкируемый такими очень таллинскими, кукольного масштаба – в сравнении с окружающей застройкой – розовыми домиками, в одном из которых находится музей Антона Чехова. Дальше он заходит в тупиковый, безымянный переулочек между особняком и одним из розовых домиков и видит слева от себя портал без фронтона, украшенный строенными постмодернистскими колоннами без ордера, который ведет в узкий двор. Через просветы между колоннами он видит пока только ту часть двора, где размещается пристроенный к особняку одноэтажный корпус, решенный как остекленная галерея и вмещающий сигарную комнату (галерея образована колоннами того же типа, что и портал). Пройдя чуть дальше, он уже видит торцевую часть двора со входом непосредственно в помещение ресторана. Строение в торцевой части двора двухэтажное и соединяет сигарную комнату с основным залом ресторана – оно также оформлено в постмодернистском духе. Со второго этажа этого строения, к слову, можно попасть на крышу сигарной, откуда с приходом сумерек открывается довольно красивый вид, но об этом позже. И вот посетитель наконец заворачивает во двор, и его взгляду открывается удивительная картина: примерно 60 процентов дворового фасада особняка облицовано закаленным стеклом с минимальным количеством переплетов, а в само стекло как бы «вставлена» гигантская арка в коринфском ордере. Модернизм, инкрустированный неоклассикой. Необычно. Получается, пока человек преодолевает расстояние от входа со стороны Садовой-Кудринской до холла ресторана, его ощущение от архитектуры реконструированного Сергеем Бархиным особняка меняется трижды: не слишком выразительный эклектический фасад сменяется несколько вызывающим постмодернистским фасадом, постмодернистский – неоклассическим фасадом с примесью модернизма, или наоборот. Такой прием очень театрален и производимый им эффект напоминает эффект от перемены декораций в ходе спектакля: сначала зритель видит на сцене лес, потом пещеру, потом замок. Архитектура ресторана «1812 год» как-то прерывиста, во всяком случае, я ее так воспринимаю – отсюда и мое утверждение, что в стилевом отношении она представляет собой не систему, не единое целое, а набор не связанных между собой образов. В «стилевых метаморфозах», наблюдаемых человеком при посещении ресторана «1812 год», нет плавности, они происходят резко и внезапно. И если главный фасад ресторана вполне самостоятелен и нейтрален, то постмодернистский фасад сигарной вступает в нешуточный конфликт с расположенной напротив аркой в коринфском ордере. Этот конфликт проявляется как в разномасштабности постмодернистских и коринфских колонн, так и в различии в степени их детализации – постмодернистские колонны не имеют энтазиса и базы, а от капители у них оставлена одна абака, несомый же ими антаблемент еще более незамысловат, зато детали арки на удивление подробно проработаны. Вообще контраст между описанными фасадами ресторана, с одной стороны, сообщает пространству двора некоторую агрессивность, но с другой – делает это пространство более интересным для изучения. Более того, арка и со своим стеклянным обрамлением не очень-то дружит – складывается ощущение, что то ли арка здесь случайна и не к месту, то ли стекло.

Входной портал колоннады внутреннего двора

Однако вернемся на крышу сигарной. С наступлением темноты вид оттуда открывается и вправду замечательный: в двусветном пространстве основного зала ресторана, днем едва различимом сквозь стекло, вечером вдруг загораются десятки испускающих теплое, золотое свечение ламп, которые выхватывают интерьер из сумерек улицы. Со стороны двора и с крыши сигарной становится различима каждая деталь этого интерьера. Арка перестает восприниматься как двухмерный, плоскостной объект. Разрезающее ее надвое стекло как будто растворяется в загоревшихся в зале огнях, за ним проявляется «живой» фон – снующие туда-сюда официанты; жующие, пьющие, беседующие посетители; ломящиеся от еды столы и так далее. Арка наконец освобождается от своего стеклянного обрамления, чтобы с рассветом, тем не менее, обнаружить себя вставленной в него обратно. Осмелюсь предположить, что этот фасад будет особенно нарядно смотреться зимними вечерами – вообразите себе контраст отсвечивающей синеватым поверхности арки и желтизны ресторанного зала – и сразу меня поймете. Вообще, сочетание синего с золотым, на мой взгляд, самое волшебное из всех цветовых сочетаний и вместе с тем самое уютное. Именно в вечернее и ночное время ресторан «1812 год» способен произвести наиболее сильное впечатление.

Вид на внутренний двор и вход в ресторан от входного портала

Если же анализировать пространственное взаимодействие той же арки с интерьером ресторана (коринфские колонны также украшают арку и со стороны ресторанного зала, благодаря чему она воспринимается не как фасадный элемент, а как уже существовавшая на этом месте до строительства особняка, независимая архитектурная форма, подобная римским триумфальным аркам) – на ум в очередной раз приходит сравнение с театром. Интерьер главного зала ресторана решен следующим образом: напротив арки выстроена изгибающаяся в плане двухъярусная колоннада (снизу тосканский ордер, сверху – ионический), имитирующая экседру, которая визуально разделяет зал на две части и вкупе с аркой формирует уже упоминавшееся двусветное пространство. Аккурат по центру этого двусветного пространства стоит заставленный разнообразными яствами бело-золотой круглый стол, своей массивностью не уступающий какому-нибудь антикварному роялю марки Шредер. По бокам от двухъярусной колоннады происходит сбивка этажей – два этажа там превращаются в три, причем из этих трех этажей два верхних оформлены как осветительные боковые ложи в театре: они нависают над первым этажом округлыми в плане балкончиками. В целом все это напоминает зрительный зал: первый этаж за колоннадой – это как бы партер, амфитеатр и бенуар, второй – это бельэтаж, двусветное пространство между аркой и колоннадой – это сцена, колоннада – это своего рода павильонная декорация, арка – это сценический задник. Ощущение, будто вы находитесь в театре, возникает и при попадании на крышу сигарной, только тут уже арка работает как павильонная декорация, а колоннада – как задник.

Колоннада внутреннего двора и фасад одноэтажного корпуса

Интерьер главного ресторанного зала и в деталях очень театрален: все стены и весь потолок зала в рисованных узорах и лепных рельефах, чуть ли не из-за каждого угла вылезает мордочка очередной миниатюрной скульптуры, на торчащих из антаблемента нижнего яруса колоннады-экседры копьях развеваются разноцветные знамена; над столиками нависают всегда зажженные, причудливо изогнутые лампы, с выкрашенными в золотой и медового цвета абажурами. Здесь бы Ингмару Бергману, будь он еще жив, фильмы снимать.

Фрагмент триумфальной арки главного фасада

Холл ресторана также вызывает ассоциации с одним из помещений зрительного комплекса в театре, а именно, с аванложей. Колористическое решение холла выполнено в бело-золотой гамме. По периметру холла висят зеркала. Вдоль завешенных зеркалами стен также расставлены тоненькие колонны, которые своей миниатюрностью и театральностью так и соблазняют назвать их «помпейскими». Стволы колонн белые, в желтоватом свете лампочек они, правда, приобретают оттенок слоновой кости, вместо баз у них – маленькие позолоченные скульптурки ступней, вместо капителей – такие же скульптурки увенчанных шлемами голов. По бокам от двери, ведущей из тамбура в холл, стоят два дивана, украшенные черно-золотыми узорами. В этом холле так уютно, что даже забываешь о том, что до улицы от него десять шагов ходу. В день открытия ресторана это было то место, куда все уходили передохнуть от шумного веселья, царившего в основном зале. Отсюда и ассоциация с аванложей.

Оконный наличник главного фасада в части реконструированного корпуса

Одним словом, ресторан «1812 год» – это, без преувеличения, «праздник, который всегда с тобой»… если ты, конечно, достаточно состоятелен для того, чтобы оплачивать участие в таком празднике.

Фрагмент триумфальной арки, вид сквозь колонны внутреннего двора

Сергей Бархин превратил ресторан в театр, где официанты – актеры, а посетители – зрители. На первый взгляд, ресторан Сергея Бархина – прямая реминисценция ресторана «Театриз» Филиппа Старка в Мадриде (1990). Однако «Театриз», в отличие от «1812 года», не имитация театра, а буквально театр (Teatro Beatriz), переделанный в ресторан. Перед Сергеем Бархиным и Филиппом Старком стояли одинаковые функциональные задачи, но условия выполнения этих задач были разными, как следствие – по-разному были решены и интерьеры ресторанов: внутреннее пространство ресторана «1812 год» не является замкнутым, оно сливается с уличным – в ресторане «Театриз» все наоборот. Поэтому, мне кажется, пространственное решение ресторана «1812 год» вполне можно отнести к разряду ноу-хау. Такого еще никто не делал.

Интерьер ресторана:
Центральное пространство. Вид с балкона на центральное пространство
Верхний уровень

Один из кабинетов

Пространство над входным вестибюлем

Интерьер входного вестибюля

Мебель в стиле русского ампира во входном вестибюле, дизайн Сергея Бархина

вверх

 Здесь / постройка

     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Анатолий Белов
Смена декораций
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Владимир Седов
Сделано после Палладио
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Дмитрий Швидковский
Неоклассика как язык игры
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Анатолий Белов
Правила игры
Концепция выставки «Сыграем в классику»
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Мария Седова
Ни шагу назад!
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна