|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
фотографии Юрия Пальмина
Кампанила на Тверской
IV-MMII - 18.09.2002
Административное здание
Москва, Первая Тверская-Ямская ул., 5, стр. 2
Заказчик: ЗАО «Система-Галс»
Проектировщик: Моспроект-2, Мастерская №14
Архитекторы: П.Андреев, С.Павлов, В.Солонкин,
А.Игнатов
Инженеры: Г.Марова, С.Бикбаева, И.Лемберская
Генеральный подрядчик: ООО «УС Агромикс»
Дом заменил собой старый сталинский объем,
который выглядел откровенным провалом в общей структуре улицы.
Архитектор парадоксальным образом превратил
этот провал в высотный акцент.
Дом Павла Андреева на Тверской долгое время – с 1998 по 2000 год – стоял недостроенным, только в конструкциях, и эти конструкции выглядели вызывающими. Единственная улица в Москве с настоящим классическим карнизом два года прорывалась
бетонной конструкцией, и, казалось, нет прощения ни архитектору, ни согласующим
инстанциям, допустившим это надругательство над горизонталью. Но когда дом
достроили, этот эффект полностью пропал. Дом вписался в улицу. Это редчайший
пример, когда средствами архитектуры удается полностью поменять характер
объема. Тут есть чему поразиться, потому что
работа выполнена на очень тонких эффектах – пропорциях, членениях, рисунке деталей.
Это такой способ работы, который в большой российской архитектуре сегодня практически
не встречается.
Дом Павла Андреева прожил сложную строительную судьбу –
в процессе строительства он поменял заказчика и
функцию. Тем не менее образ, найденный в первых рисунках архитектора (1996), оказался
воплощен практически без изменений
И главное – улица Горького. Триумфальная выставка сталинизма, сплошной фасад
реализованной утопии советской империи. Это – с точки зрения культурологии. С точки
зрения профессиональной – результат творчества изощреннейшей классицистической школы, традиции которой изведены
в России под ноль. Строительство здесь – замкнутый круг. Если проектировать аутентично сталинскому окружению – окажешься
сталинистом. Проектировать иначе – испортишь ансамбль.
Чтобы органично вписаться в Тверскую сегодня, нужен какой-то кульбит, нужно
вытянуть из этого ряда иное, не сталинское содержание.
Ситуация, когда графика архитектора отражает не только объем, членения, детали
здания, но и его образ, в истории архитектуры – большая редкость, хотя это и бывает.
Но сегодня ожидать этого уж вовсе не приходится, компьютерная эпоха убивает архитектурную графику. И тем не менее рисунки
Павла Андреева довольно точно передают его ощущение контекста. То, во что и как он
собирался вписываться.
Улица Горького в его тонких, рвущихся линиях оказывается и впрямь «не здесь», но
где-то за стеной дождя, в тумане ксероксной пыли, когда очертания здания постоянно
теряются в визуальном поле и прямые карнизов скорее домысливаются нами, чем действительно видны. Сталинская архитектура
теряет плоть, сохраняя лишь линию. Соответственно, теряет и власть, становясь
своего рода профессиональным миражом. Именно в этот мираж и вписывается новое
здание. Неважно при этом, что рисунок сильно приукрашивает реальность – здание
вроде бы никакой горизонтали улицы и не прорывает, а если прорывает, то чуть-чуть.
В миражной архитектуре все линии могут слегка гулять, как-то сдвигаться, это не
важно, важно, что найден образ. И этот образ переведен в реальную архитектуру.
далее>>
|
|
|