|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Храм еще можно построить
III-MMII - 05.05.2002 Днепропетровская
Хоральная Синагога «Золотая Роза»
Перспективный портал
с подчеркнуто архаичной
«полосатой» аркой
организует сакральное
пространство интерьера
синагоги. Тема полос
повторяется в рисунке
пола, где полосы фиксируют ряды молящихся
Инстинктивно любой критик защищается
от слишком сильного архитектурного образа
как предмета, нарушающего внутреннее
спокойствие. Метод защиты прост – надо
указать на вторичность формы. Если форма
цитатна, ее воздействие проблематично. Это
как бы не ее воздействие, но след воздействия
первообраза, а если образов несколько, то,
соответственно, и следов несколько, и так,
выискивая аналогии и прецеденты, постепенно размазываешь эффект по истории архитектуры,
последовательно успокаивая сильное
переживание доказательствами того, что
ничего нового не случилось, все уже было,
и было гораздо лучше, а это – так, версия
изученных в школе шедевров.
На панораме
Екатеринослава начала
ХХ века синагога
соседствует с православным храмом
Синагога Александра Дольника очень
легко раскладывается на узнаваемые цитаты.
Весь ее эффект – это, в сущности, эффект
перспективной арки. Перспективных арок
вообще много, у этой, правда, необычно
острая перспектива, необычно сильный
контраст между гигантским охватом внешнего абриса портала и узким проходом центра,
но тем не менее источник подобрать можно.
Ну, например, Ладовский, вход в «Красные
ворота».
Виды старой синагоги
в начале ХХ века
План
Правда, у Дольника арка полосатая,
но это не беда. Во-первых, такие полосатые
перспективные порталы бывали в романских
соборах, например, итальянских памятниках
«инкрустационного» стиля. Во-вторых, даже
не надо ходить так далеко.
Инкрустационным стилем уже двадцать
лет увлекается Марио Ботта. И у него даже
есть церковные интерьеры, где геометрия
параллелей инкрустации становится основой
для создания возвышенной мистики. Так что,
в сущности, ничего особенного не произошло.
Архитектор Дольник скрестил Ладовского с
Ботта, вспомнил романские порталы и
процитировал все это в синагоге. При желании можно даже найти в его действиях
иронию, потому что портал получился несообразно большим.
Цитатность плюс ирония
создают стандартное произведение
постмодерна.
далее>>
|
|
|