|
|
Современная классика
Неля Оселко
Ар Деко и современность
XXI-MMVII - 01.06.2007
«Новый дом на Карповке»
Санкт-Петербург, Левашовский проезд, 13
Архитектурно-проектный центр
Мамошина
Архитекторы: М. Мамошин
(руководитель), И. Соколов (ГАП),
К. Чистяков, А. Богатырева, В. Мазманов,
А. Иванов, А. Федченко
Фрагмент здания с башней
Новый жилой дом на Карповке, спроектированный Архитектурно-проектным
центром Мамошина, декларировался как
реминисценция на дом на Карповке Евгения Левинсона и Ивана Фомина. Здание
было построено в 1932 году, когда в советскую архитектуру пришли декоративные
тенденции стиля Ар Деко из Америки
и Европы. Знаменитый дом на Карповке
сделан в очень выдержанном и стильном
ключе, на стыке Ар Деко и конструктивизма. Здесь нет явственных приемов
декорирования фасада, но сама архитектура наполнена массой интересных
композиционных сочетаний: проемы окон,
колонны и стена, наконец, сама объемно-пространственная композиция. Новое
здание Мамошина явно отсылает нас к архитектуре Ар Деко. Собственно, он сам
декларирует это в пояснительной записке
к проекту. Дом Левинсона служит для него
отправной точкой, не образцом для повторения, а именно ключом, открывающим
эстетику этого стиля и рассказывающим
о нем архитектору, проектирующему
в XXI веке.
Общий вид «Нового дома
на Карповке»
«Проект Классика» уже обращался
к этому зданию на стадии проекта (см.:
Григорий Ревзин. Памяти
дома на Карповке // Проект Классика IX – MMIII).
Сейчас проект можно оценить в реализованном виде, понять, удалось ли
соответствие Ар Деко эпохи 20–30-х годов
или получилось совершенно новое Ар Деко,
стиль сегодняшнего дня. Сопоставление
двух жилых домов, Левинсона-Фомина
и Мамошина, осложняется еще и тем,
что здесь видны разные подходы к архитектуре: у архитекторов 30-х годов
присутствует романтизм, у Мамошина
достаточно жесткий функционализм.
Сказываются различные предпочтения
архитекторов разных эпох, архитектурный
контекст и атмосфера, а также разделяющие их семь десятков лет.
Вид «прямого» корпуса с Барочного моста
В архитектуре стиля Ар Деко присутствуют характерные декоративные
элементы, стилизация, кубистические
приемы, а также интересные конструкции и технологии изготовления тех или
иных форм. В начале 30-х годов резкое
падение цен на сталь и подорожание
древесины стали стимулом моды на предметы и элементы из хрома и стальных
трубок, что стало характерным материалом Ар Деко; таким же материалом
стало стекло. Прежде всего, архитектура
Ар Деко соотнесена со временем, в котором он появился, он отлично выражает
эпоху посредством используемых декоративных приемов и очертаний. Вот
почему этот стиль был современен в то
время и сегодня не потерял актуальности.
Отсутствие строгого художественно-исторического определения стиля только
подогревает к нему интерес. Он был
современен, когда родился, он снова
современен в настоящем – очень многое
сейчас делается в рамках его стилистики. Ар Деко концентрировал не чистоту
формы, линии или объема, а делал
ставку на декоративность и стилизацию образа. Эта ветвь неоклассицизма включала
в себя и декоративно насыщенные здания и интерьеры, и более
минималистические – на стыке функционализма-модернизма. Двойственная
природа Ар Деко объединила эстетику
декора и массовый интернациональный стиль, стимулом для появления Ар
Деко послужили две тенденции: желание быть современным и желание быть
декоративным.
План 3-го этажа
Поперечные разрезы «полукруглого» и «прямого» корпусов
Фасад дома на Карповке, по сути,
построен по классическим законам – пропорционирования частей. Все части
соподчинены друг другу – стилобатная,
колоннадная второго яруса и основная,
объединившая четыре этажа. Лестницы,
охватывающие дугу, объединяют боковые
части с центральной. Необходимо сказать,
что фасад у Левинсона и Фомина – это
масса замысловатых композиционных
приемов, отсутствием чего страдают
фасады Мамошина – здесь превалирует
однообразие. С позиции уже построенного
жилого дома Михаила Мамошина можно
говорить о перекличках самых общих
форм двух домов, например, дугообразном
изгибе основного объема, призматических
боковых форм. Все остальное у Мамошина, от крупной пластики архитектуры
фасадных плоскостей до деталей и декорирования, базируется, скорее, на
классических образцах памятников Ар
Деко американского происхождения.
Например – ярусность, которую использовали в 20–30-е годы и как орнамент,
и как элемент пластики. Здесь можно
говорить не только о форме небоскребов,
но и об оформлении, например, наличников в форме лестницы и так далее. Что
касается образного решения всего здания
Мамошина, то здесь можно найти параллель с Манхэттенским небоскребом,
спроектированным в 1930–1931 годах на
42 улице Раймондом М. Худом. Структурность этого 35-этажного офисного здания
базируется на широких светлых горизонтальных поясах, которым отвечают более
тонкие простенки, создающие в противовес горизонталям вертикальный ритм,
где даже неизвестно, что доминирует –
вертикаль или горизонталь. У Михаила
Мамошина фасады тоже представляют
собой сетку горизонтальных и вертикальных тяг. Но из-за чередования светлых
и более темных поясов, которые расположены достаточно хаотично, сетчатость не
так сильно читается. Сетчатость фасада
Мамошина находится в русле современного псевдо Ар Деко. Хотя доминирование
вертикальных членений и признается
классическим признаком этого стиля,
его все же нельзя считать обязательным
в каждом сооружении. Где-то это было
главной темой, а где-то были использованы только отдельные элементы.
Завершение башни
Декоративный прием игры темных
и белых плиток, которые хаотично обозначают вертикальные и горизонтальные
полосы сетки фасада, также можно
отыскать в многочисленных примерах:
в железнодорожной станции в Цинциннати 1929–1933 годов Рональда Вонка
и П. Филиппа Грета, в известном здании
компании RCA, стилизованном в неоготическом стиле, где сама кладка кирпича
сделана так, что в массе более светлого
песочного кирпича вкраплены более
темные рыже-красные элементы.
Оформление входа
Фрагмент фасада
Круглые формы, такие как башня,
несколько выпадают из всей тектоники
здания. Башня отличается преобладающими вертикальными членениями
и завершающей крышкой-панелью, нарочито прямолинейной и простой, в связи
с чем она выглядит несколько грубовато. Ни дугообразная форма корпуса,
ни башенное завершение цилиндрических очертаний не создают впечатления
пластичности и мягкости, чему призваны
служить криволинейные поверхности. Все
формы жесткие, угловатые и рациональные. Эту сухость несколько скрадывают
точечные вкрапления темных плиток,
кокетливо разбросанных по сетке фасада.
В композицию включены распространенные сегодня элементы модернизма: это
козырьки-перголы над третьим и над последним этажами, стеклянные ограждения,
а также металлические козырьки над входами подъездов.
Козырек над входом
В доме Михаила Мамошина ощущается желание погрузиться в стиль
Ар Деко, который таит в себе огромный
творческий заряд и вдохновение. Но
здесь кроется опасность для современного архитектора – сделать старомодно,
а поэтому выбран все-таки более рафинированный стиль – с использованием
стекла, современной облицовки, где за
обликом здания невозможно определить
его функциональную направленность – такое сооружение вполне может быть
и офисным, и жилым. Поэтому необходимо признать, что здесь больше взято
от функционализма и конструктивизма.
Детали завершений-карнизов, парапетов имеют не замысловатые очертания,
а простые геометрические формы. Жесткие прямолинейные формы – вот Ар
Деко сегодняшнего дня. В отличие от
архитектуры Ар Деко 20–30-х годов,
где явно можно проследить более яркие,
декоративные ноты – для общественных,
зрелищных, жилых, торговых построек, и сдержанные и стильные – для
банковских и деловых. Поэтому можно
констатировать, что в архитектуре нового
жилого дома на Карповке присутствует
стилизация под 20–30-е годы в духе Ар
Деко американского образца, с завуалированными цитатами, взятыми у лучших
архитектурных сооружений с использованием прямолинейных жестких форм
и очертаний.
|
|
|