приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Неля Оселко
Ар Деко и современность
XXI-MMVII - 01.06.2007

«Новый дом на Карповке»
Санкт-Петербург, Левашовский проезд, 13
Архитектурно-проектный центр Мамошина
Архитекторы: М. Мамошин (руководитель), И. Соколов (ГАП), К. Чистяков, А. Богатырева, В. Мазманов, А. Иванов, А. Федченко

Фрагмент здания с башней

Новый жилой дом на Карповке, спроектированный Архитектурно-проектным центром Мамошина, декларировался как реминисценция на дом на Карповке Евгения Левинсона и Ивана Фомина. Здание было построено в 1932 году, когда в советскую архитектуру пришли декоративные тенденции стиля Ар Деко из Америки и Европы. Знаменитый дом на Карповке сделан в очень выдержанном и стильном ключе, на стыке Ар Деко и конструктивизма. Здесь нет явственных приемов декорирования фасада, но сама архитектура наполнена массой интересных композиционных сочетаний: проемы окон, колонны и стена, наконец, сама объемно-пространственная композиция. Новое здание Мамошина явно отсылает нас к архитектуре Ар Деко. Собственно, он сам декларирует это в пояснительной записке к проекту. Дом Левинсона служит для него отправной точкой, не образцом для повторения, а именно ключом, открывающим эстетику этого стиля и рассказывающим о нем архитектору, проектирующему в XXI веке.

Общий вид «Нового дома на Карповке»

«Проект Классика» уже обращался к этому зданию на стадии проекта (см.: Григорий Ревзин. Памяти дома на Карповке // Проект Классика IX – MMIII). Сейчас проект можно оценить в реализованном виде, понять, удалось ли соответствие Ар Деко эпохи 20–30-х годов или получилось совершенно новое Ар Деко, стиль сегодняшнего дня. Сопоставление двух жилых домов, Левинсона-Фомина и Мамошина, осложняется еще и тем, что здесь видны разные подходы к архитектуре: у архитекторов 30-х годов присутствует романтизм, у Мамошина достаточно жесткий функционализм. Сказываются различные предпочтения архитекторов разных эпох, архитектурный контекст и атмосфера, а также разделяющие их семь десятков лет.

Вид «прямого» корпуса с Барочного моста

В архитектуре стиля Ар Деко присутствуют характерные декоративные элементы, стилизация, кубистические приемы, а также интересные конструкции и технологии изготовления тех или иных форм. В начале 30-х годов резкое падение цен на сталь и подорожание древесины стали стимулом моды на предметы и элементы из хрома и стальных трубок, что стало характерным материалом Ар Деко; таким же материалом стало стекло. Прежде всего, архитектура Ар Деко соотнесена со временем, в котором он появился, он отлично выражает эпоху посредством используемых декоративных приемов и очертаний. Вот почему этот стиль был современен в то время и сегодня не потерял актуальности. Отсутствие строгого художественно-исторического определения стиля только подогревает к нему интерес. Он был современен, когда родился, он снова современен в настоящем – очень многое сейчас делается в рамках его стилистики. Ар Деко концентрировал не чистоту формы, линии или объема, а делал ставку на декоративность и стилизацию образа. Эта ветвь неоклассицизма включала в себя и декоративно насыщенные здания и интерьеры, и более минималистические – на стыке функционализма-модернизма. Двойственная природа Ар Деко объединила эстетику декора и массовый интернациональный стиль, стимулом для появления Ар Деко послужили две тенденции: желание быть современным и желание быть декоративным.

План 3-го этажа

Поперечные разрезы «полукруглого» и «прямого» корпусов

Фасад дома на Карповке, по сути, построен по классическим законам – пропорционирования частей. Все части соподчинены друг другу – стилобатная, колоннадная второго яруса и основная, объединившая четыре этажа. Лестницы, охватывающие дугу, объединяют боковые части с центральной. Необходимо сказать, что фасад у Левинсона и Фомина – это масса замысловатых композиционных приемов, отсутствием чего страдают фасады Мамошина – здесь превалирует однообразие. С позиции уже построенного жилого дома Михаила Мамошина можно говорить о перекличках самых общих форм двух домов, например, дугообразном изгибе основного объема, призматических боковых форм. Все остальное у Мамошина, от крупной пластики архитектуры фасадных плоскостей до деталей и декорирования, базируется, скорее, на классических образцах памятников Ар Деко американского происхождения. Например – ярусность, которую использовали в 20–30-е годы и как орнамент, и как элемент пластики. Здесь можно говорить не только о форме небоскребов, но и об оформлении, например, наличников в форме лестницы и так далее. Что касается образного решения всего здания Мамошина, то здесь можно найти параллель с Манхэттенским небоскребом, спроектированным в 1930–1931 годах на 42 улице Раймондом М. Худом. Структурность этого 35-этажного офисного здания базируется на широких светлых горизонтальных поясах, которым отвечают более тонкие простенки, создающие в противовес горизонталям вертикальный ритм, где даже неизвестно, что доминирует – вертикаль или горизонталь. У Михаила Мамошина фасады тоже представляют собой сетку горизонтальных и вертикальных тяг. Но из-за чередования светлых и более темных поясов, которые расположены достаточно хаотично, сетчатость не так сильно читается. Сетчатость фасада Мамошина находится в русле современного псевдо Ар Деко. Хотя доминирование вертикальных членений и признается классическим признаком этого стиля, его все же нельзя считать обязательным в каждом сооружении. Где-то это было главной темой, а где-то были использованы только отдельные элементы.

Завершение башни

Декоративный прием игры темных и белых плиток, которые хаотично обозначают вертикальные и горизонтальные полосы сетки фасада, также можно отыскать в многочисленных примерах: в железнодорожной станции в Цинциннати 1929–1933 годов Рональда Вонка и П. Филиппа Грета, в известном здании компании RCA, стилизованном в неоготическом стиле, где сама кладка кирпича сделана так, что в массе более светлого песочного кирпича вкраплены более темные рыже-красные элементы.

Оформление входа
Фрагмент фасада

Круглые формы, такие как башня, несколько выпадают из всей тектоники здания. Башня отличается преобладающими вертикальными членениями и завершающей крышкой-панелью, нарочито прямолинейной и простой, в связи с чем она выглядит несколько грубовато. Ни дугообразная форма корпуса, ни башенное завершение цилиндрических очертаний не создают впечатления пластичности и мягкости, чему призваны служить криволинейные поверхности. Все формы жесткие, угловатые и рациональные. Эту сухость несколько скрадывают точечные вкрапления темных плиток, кокетливо разбросанных по сетке фасада. В композицию включены распространенные сегодня элементы модернизма: это козырьки-перголы над третьим и над последним этажами, стеклянные ограждения, а также металлические козырьки над входами подъездов.

Козырек над входом

В доме Михаила Мамошина ощущается желание погрузиться в стиль Ар Деко, который таит в себе огромный творческий заряд и вдохновение. Но здесь кроется опасность для современного архитектора – сделать старомодно, а поэтому выбран все-таки более рафинированный стиль – с использованием стекла, современной облицовки, где за обликом здания невозможно определить его функциональную направленность – такое сооружение вполне может быть и офисным, и жилым. Поэтому необходимо признать, что здесь больше взято от функционализма и конструктивизма. Детали завершений-карнизов, парапетов имеют не замысловатые очертания, а простые геометрические формы. Жесткие прямолинейные формы – вот Ар Деко сегодняшнего дня. В отличие от архитектуры Ар Деко 20–30-х годов, где явно можно проследить более яркие, декоративные ноты – для общественных, зрелищных, жилых, торговых построек, и сдержанные и стильные – для банковских и деловых. Поэтому можно констатировать, что в архитектуре нового жилого дома на Карповке присутствует стилизация под 20–30-е годы в духе Ар Деко американского образца, с завуалированными цитатами, взятыми у лучших архитектурных сооружений с использованием прямолинейных жестких форм и очертаний.

вверх

 Здесь / постройка

     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Мастерская Михаила Мамошина
«Новый дом на Карповке»
Неля Оселко
Ар Деко и современность
     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Мастерская Бориса Уборевича-Боровского
Усадебный дом в поселке Озерный
Владимир Седов
Другая жизнь Елагина дворца
     

 Здесь / проект

     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Илья Уткин и «Студия Уткина»
Проект виллы «Калипсо»
Владимир Седов
Метафора погружения
     

 Здесь / рейтинг

     
01.06.2007 - XXI-MMVII
Григорий Ревзин
Попытка навести порядок
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна