|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
В Венеции как дома
Две квартиры Михаила Филиппова
II-MMI - 20.12.2001
Квартира "Перспектива" 2000 г.
Мастерская М.Филиппова
Архитекторы: М. Филиппов, А. Филиппов, Т. Филиппова, Т. Денискина, Е. Алехина, В. Пак, А. Тарасова
Квартиру "Перспектива" насквозь перерезает улица-колоннада, устроенная как обманка -- колонны сокращаются в размерах и зрительно длина улицы оценивается метров в сто. Эффект обманки как жанра всегда заключается в том, что вас не только обманывают, но еще и показывают, как обманули. Здесь -- не исключение, вы ясно видите, что сама квартира длиной метров пятнадцать, при том, что колоннада все-таки -- сто.
Втискивание стометровой улицы в пятнадцатиметровую квартиру создает пространство чрезвычайной активности. Над улицей перекинуты балки фантастически сложной геометрии, которые смотрятся как проекция этих ста метров в пятнадцать, то есть как разъяснение того, как одно в другое влезает. Когда ты рассматриваешь их рисунок, то впечатление такое же, как если бы тебе показали чертеж какого-то диковинного летательного аппарата -- сначала все кажется рациональным, по мере разглядывания он становится каким-то сверхрациональным, далее уже вполне мистическим.
Квартира "Перспектива" 2000 г.
Перспектива гостиной. Рисунок
При этом по мере нарастания непонятности нарастает и уверенность в том, что оно полетит.
Пересекающиеся под острыми углами стропила напоминают какую-то сетку металлических ферм -- нечто из арсенала техногенной архитектуры, стремящейся придать себе сходство с летательным аппаратом. Скажем, башня Шухова. Этот летательный элемент Филиппов скрестил со своей собственной работой -- инсталляцией "Лестница в небо" на Венецианской биеннале. До определенной степени -- тоже летательным аппаратом. Именно там были построены четыре колоннады, колонны которых постепенно срывались с пьедесталов и улетали в небеса. До биеннале, впрочем, тот же мотив организовывал едва ли не самую завораживающую из филипповских архитектурных фантазий -- гигантский рисунок "лестница в небо", выполненный так, будто лист Пиранези вдруг увеличивался до размеров "Явления Христа народу" Иванова. Так что это один из центральных для Филиппова мотивов.
Боюсь ошибиться, но все же скажу, что быть может эта маэстрия, скрещивание летательных аппаратов со своими любимыми и главными идеями -- все это является ответом на то, что в этой квартире довольно низкие потолки. Они прорваны силой, которую трудно не назвать избыточной. Из всех работ Филиппова, которые создавались в последние годы, эта, пожалуй, отличается наиболее интенсивным переживанием пространства. Если не считать второй.
Вторая квартира -- в центре, в глубине большого доходного дома начала века. Когда ты попадаешь в нее, ощущение, что попал в лабиринт.
Ее тоже пересекает улица, пересечение со стенами комнат отмечено величественными арками. Глаз упирается прежде всего в них -- в самую крупную и ясную форму.
Квартира "Перспектива" 2000 г.
План
Проследив взглядом дугу арки, ты вдруг понимаешь, что она расположена не поперек улицы, а под углом. Это что-то вроде арки генштаба Росси.
Возникают сразу две темы. Масштаба происходящего -- когда в квартире располагается арка генерального штаба. И неумопостигаемости плана -- все пространства расположены друг к другу не под прямым, а каким-то другим углом.
Архитектор, разумеется, не затруднится нарисовать этот план после одного прохода по квартире, но нормальному человеку этот план так до конца и невозможно понять (улица перерезает пространство квартиры по диагонали). Пространство строится не в категориях "коридор" -- "комната" -- "другая комната", но в категориях "улица" -- "переулок" -- "тупик". Все пути ведут куда-то вбок.
Не понимая плана, ты не считываешь и масштаб, вернее -- считываешь его неправильно. Задает его, естественно, ордер, и по нему ты считываешь пространство как двухэтажное. Уже этого достаточно, чтобы запутаться -- за дверью одного этажа оказалось два, но ордер еще путает тебя и по мелочи. Одну арку поддерживают колонны двух разных ордеров, так, будто они поставлены в разное время. И вообще, кроме видимых улиц тут есть или были какие-то еще улицы и строения, и они, быть может снесены, а что-то от них, может, осталось и ты никогда не знаешь, что ждет тебя за углом. Так что оказавшись, в сущности, в небольшом коридоре со шкафами, ты видишь себя на улице, застроенной двухэтажными домами, которая тянется бесконечно (оба конца улицы уходят в зеркала), и на которой полно народу -- (это все ты, отражающийся в этих зеркалах).
Уходя же с нее в переулок, то попадаешь в пространство с римским алтарем, то в очень аскетичную, очень спокойную по пропорциям келью монастыря Сан Джорджио Палладио. Отношения улицы и дома, стоящего на ней, оказываются странным образом перевернуты -- в тупиках и переулках ты оказываешься в пространствах более спокойных, гармоничных и торжественных по масштабу, чем на главной улице. Так что кажется, что в этой квартире несколько квартир со своими центрами. Собственно, даже не квартир, а городских площадей.
далее>>
|
|
|