|
|
Современная классика
Владимир Седов
Умножение отражений
XXIX-MMIX - 16.12.2009
Офисное здание. Реставрация и новое строительство
Москва, Гагаринский переулок, вл. 25
Архитекторы Сергей Плужник, Дмитрий Размахнин (ГАП), Михаил Хазанов (ГАП),
Владимир Михайлов, Элла Миль
Концепция и проектирование 2002–2004
Строительство 2005–2008
Реставратор Г. Мудров
Отражение арбатских переулков – главный эффект нового здания
В Гагаринском переулке стоит одноэтажный деревянный домик, покрытый
штукатуркой с эклектическим декором середины XIX в. Домику нет цены. И потому,
что он один из немногих доживших до нашего времени московских старожилов (1820-е
годы, это только сруб), и потому, что он наполнен историческими воспоминаниями:
в нем в 1867–1879 гг. жил вернувшийся из Сибири декабрист П. Н. Свистунов (его
посещал Лев Толстой, при Свистунове, вероятно, появилась лепнина на фасадах
особняка), в нем с 1913 по 1947 г. жил знаменитый архитектор А. В. Щусев.
Поэтому здание дома сохранили, «одев» его новой штукатуркой. А на площадке двора
за домом, где стояли когда-то служебные постройки этой небольшой городской
усадьбы, решили ставить невысокий офисный блок. Это был бы пытающийся остаться
незаметным корректный по архитектуре трехэтажный модернистский объем со стильной
отделкой некоторых плоскостей клинкерным кирпичом, если бы не оригинальный
прием, примененный архитекторами из мастерской Михаила Хазанова.
Аксонометрия особняка и офисного здания
Генеральный план участка и прилегающих владений
Все оставалось бы в русле основной модернистской традиции, выставляющей свои
объемы как фон (очевидно фон – выигрышный) для памятника архитектуры, стоящего
на переднем плане и отражающегося в стеклянном фасаде поставленного сзади него
объема с экранированной поверхностью. Такой эффект десятки раз воспроизводили на
фотографиях с подписями вроде «Старое и новое». Модернизм таким образом создает
свой этикет, он так ведет себя с древностью, позволяя ей отражаться в своем
стекле и давая понять, что древность не задавлена, не убита, она оставлена и
лишь заключена с одной-двух сторон в прозрачные или зеркальные границы, в
полупроницаемые или непроницаемые, но все же – из-за стеклянной, хрупкой
природы, иногда дополненной зеркальностью, – какие-то эфемерные рамки.
Вид с угла Малого Власьевского переулка
Въезд в подземный гараж
В данном случае архитекторы решили применить принципиально тот же прием, но
его изменение сделало эффект от здания новым с точки зрения иконографии. Ведь
образ старого особняка и участка города перед ним, отражающийся в здании-экране,
оказывается другим, он не только умножается, дробится и искажается, он
усложняется. Это усложнение возникает из-за волнообразной поверхности
стеклянного отражающего экрана: возникшая зеркальная волна на фасаде отражает
задний фасад особнячка, улицы, стоящую напротив школу тридцатых годов, другие
здания, деревья, но отражает их неравномерно, не одним образом, а
сложносоставным, то в сжатии, то растянуто, то рядом, то на отдалении. Возникший
эффект умножения объектов и усложнения реальности, окружающей офисный дом с
фасадом-волной, сообщает новый сюжет зданию-ширме, такому скромному шкафу-купе,
притаившемуся сзади исторического особняка и вставшему между доходным домом
начала XX в. и одноподъездной «цековкой» брежневской поры. Этот фасад можно
уподобить кривому зеркалу в «комнате смеха», только в кривом зеркале реальность
искажается комично или угрожающе, она отклоняется от нормы в сторону негодную,
тогда как фасад-волна искажает отражаемую реальность в серьезном ключе: зеркало
здесь не столько кривое, сколько ритмично кривое, волнистое, а само искаженное
отражение приобретает черты тайны старого зеркала или черты ритмичности волн. В
целом получившийся диалог дома-ширмы и окружающей московской «центровой»
действительности выглядит очень насыщенным, очень плотным – повседневность,
отражаясь, и так теряет часть своей будничности, а отражаясь волнами стекла –
теряет часть реальности, становясь частью похожей на постановочные фото, частью
– на видеоарт, частью – на артхаузные кинопейзажи. Получается преображенный мир,
который создан одним достаточно смелым приемом. Этот прием отражает не столько
спасенный особняк, сколько представление архитекторов о нем, о своем создании и
о городе вообще.
Общий вид участка со стороны Гагаринского переулка
Фасады особняка и офисного здания
Стеклянный экран и холл внутри
Отражения внутри здания
Разрезы офисного здания и особняка
Остекленная галерея на заднем фасаде
Деталь бокового фасада
Дворик между особняком и офисным зданием
|
|
|