приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Музей в стеклянном облаке
XXIII-MMVIII - 31.03.2008

Последнее, что можно было предположить, это что Влад Савинкин начнет работать с классикой. Влад Савинкин! Куратор «Арх-Москвы»! Клуб «Кокон»! «Николино ухо» на фестивале в Николе-Ленивце! Казалось бы, уж кто-кто, а он – ни в коем случае. Однако вот он – классический дом, созданный Владом Савинкиным.

Боковой («парковый») фасад дома в Барвихе

То есть, конечно, это не классика. Вообще, когда смотришь на дом снаружи, то мысль о классике приходит в последнюю очередь. Это свободное в плане образование со стеклянными в основном стенами, которое кажется одноэтажным. На самом деле этажей два, просто второй решен как пентхаус на крыше первого. Весь дом перекрыт бетонной площадкой, края которой, не вполне совпадая с абрисом стен, образуют карниз и разнообразные навесы, а на этой площадке сверху построен другой, прямоугольный дом в два раза меньшей площади, так, чтобы его обитатели могли гулять по этой площадке.

Круглый проем-рама в навесе над боковым фасадом

Круглый проем в навесе над разворотным кругом

Дом начинается большим навесом над разворотным кругом для машин – так, чтобы, выходя из машины, ты никогда не оказался под дождем. Далее – стеклянная стена (стекло прикрывает стену бетонную), в которой два входа – в сам дом и в гараж. Гараж огромный, на два десятка машин (хозяин собирает автомобили). Входя в дом, вы оказываетесь в огромной общественной зоне со свободной планировкой, изгибы стеклянной стены создают здесь своеобразные «полянки» для обеденного стола и группы кресел вокруг камина. Здесь же – главная «загадка» интерьера – лестница, как бы задрапированная тканью, которую сейчас откроют (на самом деле, ткань – это бетон, и «открыть» лестницу нельзя). Далее следует проход с жилыми комнатами – кабинетами хозяина, хозяйки, спальней, гардеробной, ваннами, тренажерным залом. Через него осуществляется переход в огромный бассейн. Наверху, если подняться по лестнице – пентхаус сына со своей гостиной и своим набором жилых комнат.

План пентхауса
План первого этажа
План подземного этажа

То есть понятный современный дом. Где тут место классике?

Она заявлена сразу же – вход в дом осуществляется через огромный, героических пропорций ренессансный портал. Далее в общественной зоне появляется огромная колонна, а потом оказывается, что весь дом нанизан на ось порталов – они следуют по всей жилой зоне. По сути, внутрь этого стеклянного облака вставлена анфиладная планировка XVIII века – как в Царскосельском дворце. Эта анфиладная тема поддержана и всей обстановкой – мебелью, люстрами, паркетом. В какие-то моменты кажется, что ты просто находишься внутри классического дворца, причем в момент, когда двор еще не приехал, но вот-вот приедет – люстры уже начищены, лестницу еще не расчехлили.

Передний фасад дома. Портал, ведущий в жилую часть

Получилось это так. Заказчики, для которых это не первый опыт строительства собственного дома, достаточно четко представляли себе, чего они хотят. Они хотели правильный классический дом, по сути – дворец. Их, в принципе, все устраивало в том, как была устроена жизнь в этих дворцах – с огромным залом церемоний, чередой помещений, нанизанных на анфиладу, даже размеры жилых комнат. В этом доме общей площадью 2,5 тысячи метров, где хозяйская спальня по сегодняшним меркам должна быть метров сто, она на самом деле – не больше двадцати, прямо как у какой-нибудь Екатерины Великой. В общем, все им нравилось во дворце, но судьба их свела с Владом Савинкиным.

Выступ стеклянной стены бокового фасада, в интерьере образующий зону столовой

На его стороне, впрочем, сыграл участок. Участок неправильной треугольной формы с сосновым лесом. Посадить на эту землю классический дворец означало, во-первых, уничтожить этот лес, во-вторых, получить довольно затесненную композицию. Дворец занял бы до трети площади участка, ни для курдонера, ни для торжественного выхода в сад места бы не осталось. Это в принципе убивает классическую идею. Кроме того, чисто психологически довольно странно построить себе дом, который постоянно напоминает тебе, что участок у тебя – невероятно дорогой и пафосный участок в Барвихе – как-то маловат.

Пентхаус и карниз-терраса

Отсюда родилась идея дома-зала для созерцания природы. Дом расположен вдоль одной из сторон треугольника, той, которая примыкает к соседнему участку, а вся его стеклянная стена – панорама для созерцания сосен. Она и гнется, и петляет для того, чтобы сохранить деревья. Дальняя сторона участка выходит в лес, так что панорамы получаются действительно изысканные – в одном месте ряд сосен даже образует аллею. Дом для созерцания, в этом есть что-то финское.

Служебный домик

Гибрид финского дома и царскосельского дворца. Трудно представить себе нечто более противоположное, но вот – соединились. И здесь я перехожу к самому важному. И функция, и свойства участка, и пожелания заказчика – это все то, что хотя и препарируется архитектором, но – ему дано. И соединение всего этого создает головоломку. Вопрос в том, как он из нее выбрался.

«Задрапированная» лестница, ведущая из зоны гостиной в пентхаус

В этом доме есть одно интересное свойство. Когда ты идешь по анфиладе, видя перед собой портал за порталом, сияющие люстры и канделябры, мебель, сияющие полы, то возникает полная иллюзия, что ты находишься во дворце. Но боковым зрением ты замечаешь, что по краям визуального поля этот дворец как бы распадается, пока полностью не превращается в природу. Напротив, когда ты сидишь в гостиной, за столом или в креслах, то кажется, что ты смотришь на дворец снаружи. Ты не находишься в нем, а как бы наблюдаешь за дворцовой жизнью извне. Это ощущение можно сравнить с тем, которое испытываешь, когда проходишь по колонным улицам брошенных римских городов. Есть четкая ордерная структура, вот она – прямо перед глазами. А на этот скелет нанизано какое-то распадающееся облако – иногда портик, площадь, храмик, фонтан, иногда прямо за колоннадой начинается природа.

Ось порталов – анфилада жилых помещений первого этажа

Это, конечно, не классика, это диалог с ней. Савинкин взял анфиладную структуру классического дворца и раздел ее до скелета, до выставленных в ряд по одной линии дверных порталов. А потом нацепил на эту структуру «облако» современной частной виллы с ее открытостью в природу, свободным планом, текучим зонированием – так, как если бы современному архитектору поручили музеефицировать римскую колоннаду, выстроить вокруг нее сегодняшний музей. Музеефикация оказывается одной из сюжетообразующих тем интерьера, этот дом – это перспектива музея, проложенная сквозь стеклянное облако современной архитектуры. Отсюда и состаренная мебель, и появляющиеся в одном из интерьеров «сгоревшие» деревянные люстры, но тут есть даже нечто большее – идеология дома. Если ты заказываешь себе дворец XVIII века, то ведь, в сущности, ты обречен на то, чтобы жить в музее. Это, возможно, и приятно, но в какой-то момент может захотеться из музея выйти и посмотреть на это дело со стороны. Именно эту возможность дом и обеспечивает.

Зона гостиной

Влад Савинкин принадлежит к поколению архитекторов, которые не имеют советского прошлого – ни реального проектного, ни бумажного, и само становление которых пришлось на время постмодернизма. И когда смотришь на этот дом, вот что приходит в голову. Для архитекторов-модернистов обращение к классике – это сделка с собственной совестью. Но может быть это просто вопрос поколения?

Зона гостиной с камином и видом в парк

Главная загадка этого интерьера все равно лестница. Лестница, задрапированная тканью. Какая она, если снять ткань? Она ведь может быть и барочной роскошной мантией, ниспадающей вниз мрамором, и хай-тековским стальным винтом. Это самое заметное место в интерьере, пуант, к которому приходит общественная зона, именно здесь архитектор должен был бы все определить. А он взял и закрыл это занавеской. Не хочет определяться. Он не здесь и не там, он за драпировкой. Спрятался.

Интересно, как живется заказчикам в этом доме. У них под лестницей всегда прячется Савинкин.

Вид общественной зоны

Зона столовой

Входная зона

Деревянная скамья «с навесом»

Бассейн на первом этаже

Вход в сауну

вверх

 Здесь / постройка

     
31.03.2008 XXIII-MMVIII
Владислав Савинкин
Частный дом в Барвихе
Григорий Ревзин
Музей в стеклянном облаке
     

 Здесь / интервью

     
31.03.2008 XXIII-MMVIII
Беседа с Владимиром Седовым
Сергей Чобан: «Я пытаюсь архитектурные формы насытить дополнительным содержанием»
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна