|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Музей в стеклянном облаке
XXIII-MMVIII - 31.03.2008
Последнее, что можно было предположить, это что Влад Савинкин начнет
работать с классикой. Влад Савинкин!
Куратор «Арх-Москвы»! Клуб «Кокон»!
«Николино ухо» на фестивале в Николе-Ленивце! Казалось бы, уж кто-кто,
а он – ни в коем случае. Однако вот он –
классический дом, созданный Владом
Савинкиным.
Боковой («парковый»)
фасад дома в Барвихе
То есть, конечно, это не классика.
Вообще, когда смотришь на дом снаружи,
то мысль о классике приходит в последнюю очередь. Это свободное в плане
образование со стеклянными в основном стенами, которое кажется одноэтажным.
На самом деле этажей два, просто второй
решен как пентхаус на крыше первого.
Весь дом перекрыт бетонной площадкой, края которой, не вполне совпадая
с абрисом стен, образуют карниз и разнообразные навесы, а на этой площадке
сверху
построен другой, прямоугольный дом в два
раза меньшей площади, так, чтобы его
обитатели могли гулять по этой площадке.
Круглый проем-рама
в навесе над боковым
фасадом
Круглый проем в навесе
над разворотным кругом
Дом начинается большим навесом
над разворотным кругом для машин – так,
чтобы, выходя из машины, ты никогда не
оказался под дождем. Далее – стеклянная стена (стекло прикрывает стену бетонную),
в которой два входа – в сам дом и в гараж.
Гараж огромный, на два десятка машин
(хозяин собирает автомобили). Входя
в дом, вы оказываетесь в огромной общественной зоне со свободной планировкой,
изгибы стеклянной стены создают здесь
своеобразные «полянки» для обеденного
стола и группы кресел вокруг камина.
Здесь же – главная «загадка» интерьера – лестница, как бы задрапированная
тканью, которую сейчас откроют (на
самом деле, ткань – это бетон, и «открыть»
лестницу нельзя). Далее следует проход с жилыми комнатами – кабинетами хозяина,
хозяйки, спальней, гардеробной,
ваннами, тренажерным залом. Через
него осуществляется переход в огромный
бассейн. Наверху, если подняться по лестнице – пентхаус сына со своей гостиной
и своим набором жилых комнат.
План пентхауса
План первого этажа
План подземного этажа
То есть понятный современный дом.
Где тут место классике?
Она заявлена сразу же – вход в дом
осуществляется через огромный, героических пропорций ренессансный портал.
Далее в общественной зоне появляется
огромная колонна, а потом оказывается,
что весь дом нанизан на ось порталов – они
следуют по всей жилой зоне. По сути, внутрь этого стеклянного облака вставлена
анфиладная планировка XVIII века – как
в Царскосельском дворце. Эта анфиладная
тема поддержана и всей обстановкой –
мебелью, люстрами, паркетом. В какие-то
моменты кажется, что ты просто находишься внутри классического дворца,
причем в момент, когда двор еще не приехал, но вот-вот приедет – люстры уже
начищены, лестницу еще не расчехлили.
Передний фасад дома.
Портал, ведущий в жилую
часть
Получилось это так. Заказчики, для
которых это не первый опыт строительства
собственного дома, достаточно четко представляли себе, чего они хотят. Они
хотели
правильный классический дом, по сути –
дворец. Их, в принципе, все устраивало в том, как была устроена жизнь в этих
дворцах – с огромным залом церемоний,
чередой помещений, нанизанных на анфиладу, даже размеры жилых комнат. В этом
доме общей площадью 2,5 тысячи метров,
где хозяйская спальня по сегодняшним
меркам должна быть метров сто, она на
самом деле – не больше двадцати, прямо
как у какой-нибудь Екатерины Великой.
В общем, все им нравилось во дворце, но
судьба их свела с Владом Савинкиным.
Выступ стеклянной
стены бокового фасада,
в интерьере образующий
зону столовой
На его стороне, впрочем, сыграл
участок. Участок неправильной треугольной формы с сосновым лесом. Посадить
на эту землю классический дворец означало, во-первых, уничтожить этот лес,
во-вторых, получить довольно затесненную композицию. Дворец занял бы до
трети площади участка, ни для курдонера, ни для торжественного выхода в сад
места бы не осталось. Это в принципе
убивает классическую идею. Кроме того,
чисто психологически довольно странно
построить себе дом, который постоянно
напоминает тебе, что участок у тебя –
невероятно дорогой и пафосный участок
в Барвихе – как-то маловат.
Пентхаус и карниз-терраса
Отсюда родилась идея дома-зала для
созерцания природы. Дом расположен
вдоль одной из сторон треугольника, той,
которая примыкает к соседнему участку,
а вся его стеклянная стена – панорама для
созерцания сосен. Она и гнется, и петляет
для того, чтобы сохранить деревья. Дальняя сторона участка выходит в лес, так
что панорамы получаются действительно
изысканные – в одном месте ряд сосен даже образует аллею. Дом для созерцания,
в этом есть что-то финское.
Служебный домик
Гибрид финского дома и царскосельского дворца. Трудно представить себе
нечто более противоположное, но вот –
соединились. И здесь я перехожу к самому
важному. И функция, и свойства участка,
и пожелания заказчика – это все то, что
хотя и препарируется архитектором, но –
ему дано. И соединение всего этого создает
головоломку. Вопрос в том, как он из нее
выбрался.
«Задрапированная»
лестница, ведущая из зоны
гостиной в пентхаус
В этом доме есть одно интересное
свойство. Когда ты идешь по анфиладе,
видя перед собой портал за порталом,
сияющие люстры и канделябры, мебель,
сияющие полы, то возникает полная
иллюзия, что ты находишься во дворце.
Но боковым зрением ты замечаешь, что
по краям визуального поля этот дворец
как бы распадается, пока полностью не
превращается в природу. Напротив, когда
ты сидишь в гостиной, за столом или
в креслах, то кажется, что ты смотришь
на дворец снаружи. Ты не находишься
в нем, а как бы наблюдаешь за дворцовой жизнью извне. Это ощущение можно
сравнить с тем, которое испытываешь,
когда проходишь по колонным улицам
брошенных римских городов. Есть четкая
ордерная структура, вот она – прямо перед
глазами. А на этот скелет нанизано какое-то распадающееся облако – иногда портик,
площадь, храмик, фонтан, иногда прямо
за колоннадой начинается природа.
Ось порталов – анфилада
жилых помещений
первого этажа
Это, конечно, не классика, это диалог
с ней. Савинкин взял анфиладную структуру классического дворца и раздел ее
до скелета, до выставленных в ряд по
одной линии дверных порталов. А потом нацепил на эту структуру «облако»
современной частной виллы с ее открытостью в природу, свободным планом,
текучим зонированием – так, как если
бы современному архитектору поручили
музеефицировать римскую колоннаду,
выстроить вокруг нее сегодняшний
музей. Музеефикация оказывается одной
из сюжетообразующих тем интерьера,
этот дом – это перспектива музея, проложенная сквозь стеклянное облако
современной архитектуры. Отсюда
и состаренная мебель, и появляющиеся в одном из интерьеров «сгоревшие»
деревянные люстры, но тут есть даже
нечто большее – идеология дома. Если ты
заказываешь себе дворец XVIII века, то
ведь, в сущности, ты обречен на то, чтобы
жить в музее. Это, возможно, и приятно,
но в какой-то момент может захотеться
из музея выйти и посмотреть на это дело
со стороны. Именно эту возможность дом
и обеспечивает.
Зона гостиной
Влад Савинкин принадлежит к поколению архитекторов, которые не имеют
советского прошлого – ни реального
проектного, ни бумажного, и само становление которых пришлось на время
постмодернизма. И когда смотришь на
этот дом, вот что приходит в голову. Для
архитекторов-модернистов обращение к
классике – это сделка с собственной совестью. Но может быть это просто вопрос
поколения?
Зона гостиной с камином
и видом в парк
Главная загадка этого интерьера
все равно лестница. Лестница, задрапированная тканью. Какая она, если снять
ткань? Она ведь может быть и барочной
роскошной мантией, ниспадающей вниз
мрамором, и хай-тековским стальным
винтом. Это самое заметное место в интерьере, пуант, к которому приходит
общественная зона, именно здесь архитектор должен был бы все определить. А он
взял и закрыл это занавеской. Не хочет
определяться. Он не здесь и не там, он за
драпировкой. Спрятался.
Интересно, как живется заказчикам
в этом доме. У них под лестницей всегда
прячется Савинкин.
Вид общественной зоны
Зона столовой
Входная зона
Деревянная скамья
«с навесом»
Бассейн на первом этаже
Вход в сауну
|
|
|