|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Архитектура модернизма и рынок
XIII-MMV - 27.03.2005
Фрагмент фасада
престижного жилого дома
1970-х годов на Ленинском
проспекте в Москве.
Современное состояние
Сегодня принято считать,
что дух творчества и поиска
полностью принадлежит
авангардному направлению в архитектуре, любая
иная архитектура полагается
коммерческим строительством. На Биеннале 2004
года в Венеции главному
куратору Курту Форстеру
был задан вопрос: «Почему
на выставке нет никакой
классической архитектуры?»
На что Форстер, историк
архитектуры, известный
своими книгами о Ренессансе
и о неоклассицизме конца
XIX – начала ХХ века, ответил: «Но ведь сегодня нет
никакой классики, кроме
коммерческого строительства». Эта точка зрения очень
характерна для сторонников
модернистской архитектуры,
в том числе и русской. Юрий
Аввакумов афористично выразил это в следующей формуле:
«архитектор-авангардист
– творец, архитектор-классик
– продавец».
Согласно этому, классика, по-видимому, должна
в большей степени соответствовать принципам рыночной
экономики. Однако реальность
прямо противоречит такому
осмыслению ситуации. Классическую архитектуру дороже
проектировать, она требует
больших затрат времени,
проект в классическом стиле
трудно довести до рабочего
проектирования, поскольку
ее язык не родственен современному инженерному, но при
этом архитектор не получает
больше денег за проект в классическом стиле. Если классики
– продавцы, то продавцы
экзотические – это люди,
изготавливающие дорогостоящий товар с целью продать
его по той же цене, что и более дешевый. Логика такого
экономического поведения
представляется таинственной. С чисто экономической точки
зрения, если цель архитектора
– деньги, ему лучше работать
в модернизме.
Взгляд на архитектурную
классику как на коммерческое
искусство вырастает из идеологии модернизма. Авангард
родился как искусство антибуржуазное, послевоенный
модернизм утверждался как
социально ориентированная
архитектура. И то и другое позиционировалось как
некоммерческое искусство,
противостоящее буржуазным ценностям. Классическое
искусство как то, с чем модернизм боролся, оказывалось
ценностью буржуазной, и отсюда коммерческой.
Однако это ситуация
полувековой давности. Есть
некоторая загадочность в том,
что авангарду при всем его
антибуржуазном пафосе удалось так удачно вписаться
в современный рынок. Попробуем в этом разобраться.
Логика, в соответствии с которой авангардист является
творцом, а классицист – продавцом, основана на том, что
производство нового есть
ход против сложившейся
экономической системы и,
следовательно, ход некоммерческий. «Новое», прогрессивное
есть некоммерческая ценность,
она основана на мифологеме
прогресса. Суть мифологемы
– в отождествлении научно-технического прогресса
с прогрессом социальным и, соответственно, в трансформации
всех гуманитарных институций (государства, искусства,
образования и архитектуры
в числе прочего) в инструменты
прогресса. Новое в рамках этой
мифологемы ценно постольку,
поскольку улучшает жизнь
человечества, природа ценности
здесь носит квазирелигиозный
характер – новое ценно как
благо, которое должно принести
будущее.
Здесь нет смысла вскрывать мифологическую природу
этой идеи. С одной стороны,
с конца 80-х гг. это делают
все, кому не лень, с другой
– любой человек, хоть сколько-нибудь задумывавшийся над
историей ХХ века, приходит к выводу о конце прогресса без
всякой посторонней помощи.
Технический прогресс улучшает технику, а не жизнь.
Все
те институты, которые основывались на идее прогресса
– будь то социалистические
и либеральные государства, прогрессистские партии,
система образования, система идеологий и т.д. и т.п.,
– к концу ХХ века начали переживать кризис.
Есть, однако, два вида
искусства, на которых крах
прогресса отразился в очень
малой степени – архитектура
и дизайн. Преодолев краткий
постмодернистский эпизод,
они продолжают искать новое
и успешно получать за это
деньги. Это крайне странно
– как можно убедить общество
в пользе культа, в который
никто не верит?
Рискну предположить, что
архитектурно-дизайнерский
авангард опирается на какую-то
другую ценность нового, которая конституируется вне всякой
связи с мифологемой прогресса. Стоит поставить вопрос
таким образом, и все отмеченные странности разрешаются
сами собой. То новое, на которое
сегодня опирается модернистская архитектура – это вовсе
не романтическая некоммерческая новизна неизведанного,
а институт «нового товара».
Новый товар проблематичен только в рамках
архаических экономических
систем, когда топоры меняют
на баранов и наоборот – тут
трудно вклиниться с чем-то
новым и заставить менять все
это на «черные квадраты».
Но для общества потребления
новый товар – это не возмущение системы, а норма ее
функционирования. Любой производитель постоянно сообщает
о принципиальной новизне
своего очередного товара просто
постольку, поскольку непонятно, каким образом заставить
потребителя отказаться от того,
что у него уже есть, и заставить
покупать новое.
«Новое как прогресс»
и «новое как товар» значительно отличаются друг от
друга. Ценность нового как
прогресса проектна, она заключается в некотором
утверждении о будущем. Новое
как товар ничего не говорит о
будущем, а говорит исключительно о современности. Оно
ничего не утверждает, кроме
сегодняшней даты – ценность
нового товара исчерпывается
тем, что он отменяет ценность
товара предыдущего и заставляет заново покупать то,
что уже однажды куплено.
Мне кажется, что начиная с модернизма 1960-х гг.
архитектура поменяла новизну
прогресса на новизну товара
и более не занимается поиском образа будущего для блага
человечества, а исключительно
поиском новых маркетинговых
ходов для успешной продажи
товаров. Поскольку признавать
это не выгодно – роль архитектора снижается от демиурга,
открывающего мир будущего,
до торговца, продающего потребителю старый товар в новой
оберточной бумажке – то никаких деклараций такой смены
позиции нет. Напротив того,
архитекторы-модернисты продолжают настаивать на том, что
их новое есть новое прогресса,
иные горизонты развития человечества. Я готов допустить,
что субъективно они искренни
и действительно продолжают
стремиться к прогрессу, однако
меня в данном случае интересует, как экономически
функционирует их продукт,
а функционирует он по логике
«нового товара». И это существенное отличие от того, как
функционировали проекты
Корбюзье, Мельникова или
Лисицкого, ибо все они были
не товарами, а «проунами» –
проектами утверждения нового.
Логика общества потребления заключается в том,
чтобы товар покупался
не тогда, когда он нужен
потребителю, а тогда, когда
это нужно экономическому
циклу. Применительно к
архитектуре желательно было
бы, чтобы человек строил
себе новое здание каждый
раз, когда предшествующее
выходит из моды – как это
происходит сегодня с одеждой
и с машинами. Надо сказать,
что модернистская архитектура очень приблизилась
к этому идеалу, и происходящий сегодня тотальный снос
архитектуры, построенной
в 60-70-е гг. – чрезвычайно
показательный момент.
Срок жизни дома стал в разы
меньше, чем срок жизни
человека – это принципиальное изменение самого статуса
архитектуры.
Причина этого лежит
отнюдь не в области творческого стремления к новизне,
а в рыночных процессах.
Архитектура занимает место,
количество места в городе ограничено, задача рынка в том,
чтобы найти механизм освобождения пространства и его нового
включения в товарно-денежный
оборот. Не модернизм создал эту ситуацию – но он ей
идеально соответствует. Архитектура как рыночный продукт
должна содержать в себе
механизм саморазрушения,
самоотмены, превращения себя
в мусор. Модернизм придумал
такой механизм, классика его
в себе не содержит.
Для того чтобы понять
отношения классической
архитектуры к рыночной экономике, следует прежде всего
осознать, что как феномен
она гораздо старше рынка.
Архитектура начинает функционировать как товар не ранее
XIX века – с появлением типологии доходного дома, хотя,
разумеется, здесь возможны
исключения. До того, как правило, имеет место экономика
предварительного контракта,
архитектура изготавливается
на заказ не с целью дальнейшей перепродажи. Здесь мы
имеем принципиально иные
отношения человека с архитектурой, которые можно
сопоставить с отношениями
человека с землей в феодальной
системе ценностей. Пространство и «я» человека неотделимы
друг от друга (неотчуждаемы),
и «я» конкретного человека
входит в некий временной континуитет (моя семья, мой род,
мой народ, мой город) через
самоотождествление с пространством. Именно эту логику
неотчуждаемого от человека
континуитета, логику проекции субъекта в пространство
и выражает классическая архитектура. Она строится
«на века», и ее ценность
вырастает по мере ее старения. Можно ввести понятие
выразительности экономики
пространства – очевидно, что
выразительность товара и выразительность проекции «я»
в пространство должны быть
принципиально различны.
Товар требует максимальной
стандартизации пространства,
проекция «я» – максимальной индивидуализации. Товар
требует максимальной выразительности в момент продажи,
проекция «я» – максимальной
устойчивости образа пространства во времени. Товар
подразумевает как можно более
широкий вкус потребителя,
проекция «я» – наоборот.
Исходя из сказанного уже
понятно, что классика по своей
природе – феномен не рыночный, и даже, можно сказать,
антирыночный. С точки зрения
отношений с будущим классика
и авангард сегодня диаметрально поменялись местами.
Модернизм перестал предсказывать будущее и занимается
только тем, что отменяет
прошлое для включения освободившегося пространства
в товарно-денежный обмен.
То есть модернистское здание
более не говорит о том, как
данное место будет выглядеть
в будущем – только в настоящем. Классическое, напротив,
именно на обладание будущим
и претендует. Оно пытается
придумать образ для этого
места навсегда.
Вопрос в том, каков тогда
экономический ресурс классики в рыночной экономике.
Мне кажется, что, осознав природу классической архитектуры
как не-рыночного образования,
мы более или менее отвечаем
на этот вопрос. Внутри чисто
рыночной схемы эти ресурсы
отсутствуют, они возникают
рядом с ней.
Дело в том, что стабильно функционирующий
рынок всегда содержит в себе
анклавы предшествующих
экономических систем, которые работают как своего рода
«выходы из рынка». Возьмем,
скажем, такой хрестоматийный пример, как сокровища.
Сокровища – типичный пример
не-рыночного существования
богатств, деньги изымаются
из экономического оборота
и откладываются «на потом».
Казалось бы, рынок должен
полностью отменить сокровища, и он этим и занимается,
создавая банковский сектор
экономики. Но одновременно
с этим каждое нормальное государство создает золотовалютные
запасы, которые функционируют уже по логике сокровищ.
Их смысл не в развитии денежной системы, но в создании ей
противовеса, это тот необходимый балласт, который не дает
системе раскачиваться.
Классическая архитектура
предлагает стратегию, в которой занятое ею пространство
не несет в себе механизма разрушения собственной ценности.
Соответственно, она предлагает жизненное пространство,
выведенное из рынка, не теряющее ценности и не требующее
обновления. Ее ценность и цена
должны образовываться по
принципиально иным законам, чем ценность архитектуры
модернистской – плата здесь
производится не за рыночный продукт, а за выход
из рынка как такового. Естественным для нее является
заказ через предварительный контракт и не с целью
дальнейшей перепродажи;
классическая архитектура
в силу своего устройства
не вписывается в систему товарного производства. По сути,
она функционирует подобно
сокровищам. И это другая
экономика, которая требует
особого разговора – мы продолжим тему в следующем номере
«Проект Классика».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / постройка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|