приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Елизавета Плавинская
Новый старый корпус музея архитектуры в Москве,
или Руина как музей и выставочный зал
IX-MMIII - 23.01.2004

Флигель-руина – трехэтажное здание, поставленное на реставрацию еще в поздние советские времена. Дело дошло только лишь до разбора временных перегородок и снятия полов, окон и прочих деревянных деталей. Мусор не вывезли. Здание забыли. Но однажды началась его новая жизнь. Усилиями нового директора МУАРа Давида Саркисяна строительный мусор из здания был вывезен и обнажена изнанка крестовых сводов первого этажа. Так в Москве появилось супервыставочное пространство. Побратим знаменитого Арсенале в Венеции и МАКа в Вене. Фасады здания остались по прежнему крашеные облупившейся желтой краской, их лишь закрыл подпрыгнувший забор: метафора ремонта, макет билборда, объект авангардистского театра, да и просто прекрасный пример барокко после минимализма. Отсутствующие окна затянуты армированным полиэтиленом и затемнены флизелином, деревянная лестница очищена от старой покраски, большая половина здания освобождена от всего, кроме несущих стен и балочных перекрытий, сквозь старое кровельное железо в солнечные дни проникают зайчики, а отверстия сияют как звезды, стены очищены от штукатурки, седой кирпич, обещающий вскоре стать таким же раритетом, как пожарные каланчи. Его шаг и ритм, еще очень знакомые по бесконечным имени Достоевского брандмауэрам – под неминуемым наступлением рекламы. Впрочем, голые несущие стены Флигеля-руины – это больше, чем Достоевский. Москва перестроечная, Москва ранних девяностых, когда весь центр был сплошным флигелем-руиной. Это то, что остается от здания, когда его почти разобрали. Это такой же фирменный стиль новой Москвы, как и уродливые евроремонты, и гадкие новые здания, только со знаком плюс. Это та Москва, которую хочется любить.

Современное искусство – захватчик пустующих территорий, объектов, потерявших функцию. Школа, непригодная для учащихся, электростанция неудовлетворительной мощности, арсенал, не обеспечивающий достаточной защищенности оружию, цистерна у несуществующих бань на территории, где кризис с питьевой водой больше не ожидается, угольные склады в центре города, переведенного на паровое отопление, башня-бункер на пороге эпохи звездных войн, и, наконец, конюшни у автомагистрали. Все эти технические здания сейчас самые уважаемые, громкие, почетные, лучшие, фешенебельные и роскошные места для представления самого дорогого и нового, самого лучшего современного искусства. Соответственно нью-йоркская PS1, лондонская Tate Modern, Арсенал в Венеции и Арсенал в Нижнем Новгороде, Цистерна в Стамбуле, Гамбургер Банхоф в Берлине, Башня в Вене, Флигель-руина в московском Музее архитектуры. Они все, только потеряв все и став руиной, обрели все и стали музеем.

Две судьбы руины после руины

Чаще всего руине не удается остаться таковой, хотя именно за это ее и ценят. В ней делают суперремонт, и от прошлой жизни остается только название. Бывает, правда, и по-другому. Руину консервируют и используют так, как она есть. Но. В нормальном виде руина – вся экстерьер. И все оставшиеся части здания вполне себе фасад в независимости от того, были ли они стеной внутренней или внешней, когда здание было целым. Руина, рекрутированная в современное искусство – вся интерьер. Ее внешний вид мало кого занимает, для фокусов такого рода есть современная архитектура. От руины потребен ее внутренний мир. И Руина (руина с гравюр Пиранези) станет Тюрьмой (его же авторства). Но и современное искусство – это концлагерь. И обычно оно с архитектурой поступает совсем по-другому.

Идеальный выставочный зал, как известно, это помещение без окон. В зависимости от обстоятельств заливаемое искусственным светом полностью, без различий верха и низа, центра и периферии, или полностью обессвечиваемое, когда единственным источником света становятся произведения. Гладкие стены без членений и декора, проходы без дверей, нейтральный пол и «технический» потолок. Современное искусство постинсталляционного периода претендует на тотальный контроль над пространством мыслимым и физическим (архитектурным). Контроль над контекстами и перифериями. Оно не нуждается в рамах во всех смыслах этого слова – от собственно рамы до строительной оболочки какого-то стиля. Современное искусство во всех этих обстоятельствах требует от архитектурного пространства только одного – исчезновения. Любые членения должны быть нивелированы, лицо стерто, характер замазан, но… Но это совершенно не означает, что современному искусству все равно, в каком архитектурном пространстве оно окажется. Оно изничтожает архитектурную поверхность так же настойчиво и агрессивно, как захватывает территории жизни, ведя многолетний спор о границах. Что же остается от архитектуры? Сменилась ли ее роль вследствие утраты практически всех выразительных возможностей?

далее>>

вверх

 Архив

     

23.01.2004 IX-MMIII
Елизавета Плавинская
Новый старый корпус музея архитектуры в Москве,
или Руина как музей и выставочный зал

     

23.01.2004 IX-MMIII
Николай Малинин
Парфенон на задворках

     

23.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Памяти дома на Карповке

     

23.01.2004 IX-MMIII
Алексей Тарханов
Водная процедура

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна