приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Алексей Тарханов
Водная процедура
IX-MMIII - 23.01.2004

 

Перед нами первая западная реконструкция промо XIX века – водонапорная башня в Санкт-Петербурге

Полтора века пришлось простоять кирпичной башне на Шпалерной улице в Санкт-Петербурге, чтобы стать одной из самых модных современных построек.

50-метровая водонапорная башня, возведенная на территории Главной водопроводной станции Санкт-Петербурга в 1860–1863 годах по проекту архитекторов И. А. Мерца и Э. Г. Шуберского – простая и грамотная работа, выполненная в лучших традициях промышленной архитектуры конца позапрошлого века. Той эпохи, когда Россия готовилась стать ведущей империалистической державой, прокладывала первые железные дороги и строила новейшие заводы, вроде Михельсона и Путиловского, на которых в итоге выковали только крамолу. Кирпичный стиль гениально проработан архитекторами рубежа веков. Мы получили их шедевры уже устаревшими и загаженными, но, будучи подметенными, вымытыми с мылом и вычищенными пескоструйкой, они оставляют изумительное впечатление чистоты и единства художественного и строительного приема. Возможно, это лучшее, что может дать сочетание несущих кирпичных стен и железобетонных перекрытий. Недаром в заводских цехах титаны модернизма видели истоки современной архитектуры. Таких зданий немало в провинции, гораздо меньше в столицах, где в продолжение всей советской власти их ценили только по остаточной балансовой стоимости. Москва, например, должна кусать локти, разобрав ничуть не менее роскошные, да еще двойные Крестовские водовзводные башни. К 300-летию Санкт-Петербурга дошли руки и до башни на Шпалерной. Заказ на реконструкцию получила проектная организация «Интерколумниум» (главный архитектор проекта – Евгений Подгорнов, архитекторы – Евгений Захорошко, Татьяна Шустрова, конструкторы – Анатолий Зайцев, Екатерина Исаченкова). Башню следовало перестроить и приспособить к меняющимся функциям. В частности, примирить новые вертикальные коммуникации, лифты, лестницы, которые требовали места, и внутреннее пространство башни, в котором, без ущерба для интерьера, этого места не найти.

В итоге стеклянный лифт вынесли за пределы основного объема, максимально освободив внутренности кирпичного восьмигранника. Решение простое и эффектное, предельно наглядно сопоставляющее два времени, две строительные эпохи. С одной стороны – массивный, кирпичный, непроницаемый объем, похожий на скульптуру. С другой – стекло и металл лифтовой шахты, идея прозрачности, блеска и богатства хай-тека. Знак совсем другого времени, причем вполне сочетающийся со старой башней – в конце концов стекло и металлические кружева в эйфелевской традиции отнюдь не противоречили кирпичной кладке.

Башня построена почти 150 лет назад. Лифтовую шахту проектирует и собирает фирма-изготовитель. В интерьерах почти нет ошибок, лестницы и листы металла идеально подошли к очищенным до кирпича стенам, но на фасадах «Интерколумниуму» предстояло связать между собой произведение господ Мерца и Шуберского и произведение господ из фирмы Vitur. В сложносочиненной композиции архитекторам достался союз «и».

Остается работать по границам, по сопряжениям. И вот тут начинаются главные сложности. Слишком сближены и в то же время неравны высоты лифтовой шахты и башни. Контраст материалов не поддержан контрастом объема: поставленный башне стеклянный градусник робко заканчивается над крышей – не в интересах архитектурной композиции, а по правилам лифтовой технологии. Само примыкание стеклянного объема к кирпичному кажется почти временным, вынужденным решением: здесь вместо стекла появляется пояс какого-то белого материала – то ли матового стекла, то ли пластика, то ли просто фанеры, которой быстро зашили прорехи формы. Момент встречи двух эмблематичных материалов, который у западного архитектора стал бы главным аттракционом (какое-нибудь сантиметровой толщины стекло высокотехнологично входящее в прорезанный в кирпичной кладке паз) здесь просто не продуман. Такое впечатление, что, очень правильно выбрав основной прием, архитекторы решили, что самое главное уже сделано, и забыли про мелочи, которые могли бы превратить их работу в настоящий хит. Во всем остальном это образцовая санкт-петербургская реконструкция, чистая, грамотная, интеллигентная и следующая понятному, но печальному городскому заблуждению. Петербуржцу кажется, что достаточно взять дом, а лучше улицу, под стекло, деликатно добавить лестниц и благоустроенных сортиров, очистить грязь и копоть и из всего этого устроить музей, потому что – что же такое Петербург, как не город-музей. В данном случае, раз речь идет о Водонапорной станции, сделать Музей воды. А в какой-нибудь соседней пожарной каланче, непременно – Музей огня.

Понятно, что не архитекторы в этом виноваты. Но в итоге все это напоминает расцвет музеестроительства времен Сенежской студии 1970-х, когда музеи стали убежищем авангардного опыта. Инсталляции, поп-артистские коллажи, аккумуляции и прочие артефакты современного искусства, за которые на художественной выставке билет члена МОСХа или ЛОСХа тут же меняли на волчий, в музее принимались на «ура». Философ Карл Кантор иронизировал тогда над одним из проектов, посвященных реконструкции маленькой деревни «с углубленной музеефикацией»: были уже в деревне и химизация и электрификация, остается надеяться, что поможет ей музеефикация.

Никому не пришло в голову, что водонапорный замок на Шпалерной, объект, мужественно торчащий в городе как я не знаю что, слишком хорош для маленького ведомственного музея. Можно было бы согласиться с проектным заданием, если бы архитекторов позвали для оформления до сих пор действующей аутентичной водонапорной башни, на которой еще скрипят насосы, изготовленные до франко-прусской войны. Но в нынешнем ее виде это могло быть что угодно. Отель, ночной клуб, офис рекламной фирмы, центр современного искусства – только не музей воды и водопроводного дела.

Примерно поэтому же Арсенал в Венеции не стал музеем гондолостроения, а газгольдеры в Вене используются не как музейный комплекс горгаза.

Когда Лондону потребовалось создание новой Tate Gallery в старой краснокирпичной лондонской электростанции, Херцог и Де Мерон добавили пандус и световые галереи для посетителей, которые позволили и рассматривать произведения современного искусства, и любоваться гигантскими объемами старых машинных залов. Но если бы они сделали музей электрификации Лондона, не видать им Притцкеровской премии. Максимум, на что они могли бы рассчитывать, похвала профессиональных журналов, которую башня на Шпалерной все равно заслуживает.

Смотри также раздел "Объект"

вверх

 Архив

     

23.01.2004 IX-MMIII
Елизавета Плавинская
Новый старый корпус музея архитектуры в Москве,
или Руина как музей и выставочный зал

     

23.01.2004 IX-MMIII
Николай Малинин
Парфенон на задворках

     

23.01.2004 IX-MMIII
Григорий Ревзин
Памяти дома на Карповке

     

23.01.2004 IX-MMIII
Алексей Тарханов
Водная процедура

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна