|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
XVII-MMVI - 20.03.2006
2‑й Казачий переулок, 4–6
Мастерская Михаила Филиппова,
ООО «Проект Сервис»
Авторский коллектив – Михаил Филиппов (главный архитектор), Михаил Леонов
(руководитель проекта), Тамара Филиппова, Александр Филлипов, Ольга Мранова,
Екатерина Михайлова
Заказчик – ООО «Палатиум»
Подрядчик – «Зи‑Эс Конкрит Лтд» / Югославия, MIWEL (Югославия), «Ленполпроект»
Газета «Известия» назвала «Римский дом» Михаила Филиппова самым красивым
домом Москвы за последние сто лет
Этот дом, видимо, очень ждали. Я не помню другого, который в последние
десять лет вызвал бы такой единодушный энтузиазм журналов и критики. За полгода
его опубликовали журналы «Architectural Digest» (10‑2005), «Штаб‑квартира» (10
(38)), «Интерьер плюс дизайн» (11‑2005), «Проект Россия» (№38), «Архитектурный
вестник» (87), «Власть» (33‑2005) и газета «Известия» (30.09.2005) – случай
уникальный, журналы предпочитают не замечать зданий, опубликованных конкурентами.
Лучшие критики уже высказались в своих любимых жанрах – живого анализа‑репортажа
у Николая Малинина, историософского эссе у Рустама Рахматуллина, тонкого
искусствоведческого анализа у Ирины Коккинаки, и даже обобщающей работы о
перспективах классической архитектуры в России у Ларисы Копыловой.
Основополагающие тезисы обозначены и обоснованы, здесь уместно лишь кратко их
повторить.
Этот дом есть рубеж в сегодняшней русской архитектуре, ибо он доказывает,
что классика способна возродиться, и все аргументы о необходимости ее «современного
прочтения» теперь отменяются как несостоятельные (тезис Ларисы Копыловой,
«Интерьер плюс дизайн»). Этот дом выводит сегодняшнюю русскую архитектуру из
состояния провинциальности и делает ее серьезным международным событием (ее же).
Этот дом вынесен из мелкого контекста современного строительства и включен в
большую историю архитектуры – Михаил Филиппов находится в диалоге со сталинской
классикой, неоклассицизмом начала ХХ века, русской классикой XVIII века, барокко
Бернини и Ренессансом Палладио (тезис Николая Малинина, «Штаб квартира»). Это
вообще лучший дом в Москве за последние сто лет (Рустам Рахматуллин,
«Известия»).
«Римский дом» с птичьего полета. Рисунок Михаила Филиппова
Я полностью солидарен с коллегами, и не хотел бы расцвечивать их выводы
лишними красками дополнительной риторики. Я тоже считаю, что произошло чудо, это
чудо узнано и названо не мной. Именно потому, что это уже произошло, я позволю
себе сосредоточиться на более маргинальных сюжетах.
Классическая традиция возродилась – тогда закономерен вопрос о том, как
существует этот дом в рамках классической традиции. И здесь я позволю себе
заметить, что в этих рамках он невероятно противоречив. Вплоть до того, чтобы в
эти рамки не вписываться.
Композиция тут просто вызывающая. В порядке каламбура – такого маньеризма не
позволяло себе даже барокко. Центральный круглый двор сбежал с центра дома на
край и этот край прорвал – это почти как если бы колонна венчалась несоосной ей
капителью. Есть классические архитектурные темы, а есть архетипальные, и круг,
вписанный в прямоугольник – это архетип, архетип квадратуры круга. И вот это
Филиппов ломает.
далее>>
|
|
|