приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
XVII-MMVI - 20.03.2006

2‑й Казачий переулок, 4–6
Мастерская Михаила Филиппова,
ООО «Проект Сервис»
Авторский коллектив – Михаил Филиппов (главный архитектор), Михаил Леонов (руководитель проекта), Тамара Филиппова, Александр Филлипов, Ольга Мранова, Екатерина Михайлова
Заказчик – ООО «Палатиум»
Подрядчик – «Зи‑Эс Конкрит Лтд» / Югославия, MIWEL (Югославия), «Ленполпроект»

Газета «Известия» назвала «Римский дом» Михаила Филиппова самым красивым домом Москвы за последние сто лет

Этот дом, видимо, очень ждали. Я не помню другого, который в последние десять лет вызвал бы такой единодушный энтузиазм журналов и критики. За полгода его опубликовали журналы «Architectural Digest» (10‑2005), «Штаб‑квартира» (10 (38)), «Интерьер плюс дизайн» (11‑2005), «Проект Россия» (№38), «Архитектурный вестник» (87), «Власть» (33‑2005) и газета «Известия» (30.09.2005) – случай уникальный, журналы предпочитают не замечать зданий, опубликованных конкурентами. Лучшие критики уже высказались в своих любимых жанрах – живого анализа‑репортажа у Николая Малинина, историософского эссе у Рустама Рахматуллина, тонкого искусствоведческого анализа у Ирины Коккинаки, и даже обобщающей работы о перспективах классической архитектуры в России у Ларисы Копыловой. Основополагающие тезисы обозначены и обоснованы, здесь уместно лишь кратко их повторить.

Этот дом есть рубеж в сегодняшней русской архитектуре, ибо он доказывает, что классика способна возродиться, и все аргументы о необходимости ее «современного прочтения» теперь отменяются как несостоятельные (тезис Ларисы Копыловой, «Интерьер плюс дизайн»). Этот дом выводит сегодняшнюю русскую архитектуру из состояния провинциальности и делает ее серьезным международным событием (ее же). Этот дом вынесен из мелкого контекста современного строительства и включен в большую историю архитектуры – Михаил Филиппов находится в диалоге со сталинской классикой, неоклассицизмом начала ХХ века, русской классикой XVIII века, барокко Бернини и Ренессансом Палладио (тезис Николая Малинина, «Штаб квартира»). Это вообще лучший дом в Москве за последние сто лет (Рустам Рахматуллин, «Известия»).

«Римский дом» с птичьего полета. Рисунок Михаила Филиппова

Я полностью солидарен с коллегами, и не хотел бы расцвечивать их выводы лишними красками дополнительной риторики. Я тоже считаю, что произошло чудо, это чудо узнано и названо не мной. Именно потому, что это уже произошло, я позволю себе сосредоточиться на более маргинальных сюжетах.

Классическая традиция возродилась – тогда закономерен вопрос о том, как существует этот дом в рамках классической традиции. И здесь я позволю себе заметить, что в этих рамках он невероятно противоречив. Вплоть до того, чтобы в эти рамки не вписываться.

Композиция тут просто вызывающая. В порядке каламбура – такого маньеризма не позволяло себе даже барокко. Центральный круглый двор сбежал с центра дома на край и этот край прорвал – это почти как если бы колонна венчалась несоосной ей капителью. Есть классические архитектурные темы, а есть архетипальные, и круг, вписанный в прямоугольник – это архетип, архетип квадратуры круга. И вот это Филиппов ломает.

далее>>

вверх

 Здесь / постройка

     
20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Построение картины
«Римский дом» Михаила Филиппова
     

 Здесь / интерьер

     
20.03.2006 - XVII-MMVI
Григорий Ревзин
Ювелирная архитектура
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна