|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Разговор наедине с собой
Дмитрий Бархин
Дома на Почтовой улице и улице Радио
XV/XVI-MMV - 18.12.2005
Общий вид дома на Почтовой улице
Дом Дмитрия Бархина на Почтовой улице отличается просто замечательным
качеством деталей. Таких композитных капителей в Москве не было лет пятьдесят, а
честно сказать, и в сталинской архитектуре таких не было. А базы пилястр? Такой
лепки базы в русской архитектуре не было просто никогда, это античная римская
база. А сандрики с этими рустованными колоннами! Это фасад, автор которого
бесконечно любуется и восхищается каждой деталью, которую ему удалось туда
вставить.
Рисунок бокового фасада
Рисунок главного фасада
Авторская графика Дмитрия Бархина
Более внимательное рассматривание композиции приводит к странному ощущению,
что здесь, пожалуй, ни один фасад, а сразу два. Есть – баженовский, с четырьмя
пилястрами, с характерными «сережками» на иониках, развитым карнизом с барочными
раскреповками, с обелисками и шарами над каждой пилястрой. А есть еще один,
образованный сандриками бельэтажа и двумя колонками крыльца. Последний
достаточно буквально цитируют палаццо Тьене Палладио, делая это с несколько
измельченной аффектацией (у Палладио – четыре камня руста на колонну сандрика, у
Бархина – пять). Я бы сказал, что этим двум фасадам даже тесно на одном доме,
тесно до такой степени, что консоли, поддерживающие сандрики второго этажа,
откровенно «наползают» на ушастые картуши, оформляющие окна первого, создавая не
вполне гармоничный эффект.
Входная группа с рустованными колоннами
Капитель колонны малого
ордера
Маска на замковом камне
База пилястры
Мне кажется, что два эти фасада встретились на одном от полноты чувства (еще
вернусь к вопросу о том, какого), но возможно и иное объяснение. Фасад этого
дома представляет его дворцом классицизма, но у него есть и интерьер, и этот
интерьер решительно отличается по типологии от русских классических дворцов.
Вместо вестибюля с парадной лестницей, ведущей в бельэтаж, нас встречает на
входе «пьяно террено» итальянского палаццо, то есть самостоятельный этаж с
декорированными деревянными потолочными балками, достаточно низкий и
обрудованный под некоторую не вполне интерьерную функцию – то ли лавку, то ли
помещение для стражи. Этот типологический сдвиг можно было отразить и на фасаде
– так появляется Палладио.
далее>>
|
|
|