|
|
Современная классика
Ирина Шипова
Интервью с лидером берлинской неоклассики
Ханс Колхофф: «Все, что
изобретено модернизмом,
обернулось чудовищным
провалом»
VIII-MMIII - 11.11.2003
В №5 нашего журнала была опубликована статья
Ирины Шиповой
«Новая берлинская классика».
В продолжение этой важной для
нас темы мы публикуем интервью
с ее главным героем – Хансом
Коллхоффом. Наш автор встретилась
с ним после его визита в Москву,
специально для «Проект Классика»
Ханс Коллхофф родился
в 1946 году в Тюрингии,
в ГДР, откуда его семья
была выслана в процессе
коллективизации.
Учился архитектуре в
университетах Карлсруэ
и Нью-Йорка. В 1978 году
он открыл свое бюро в
Берлине, которое с 1984
года ведет совместно с
Хельгой Тиммерманн.
С начала 90-х годов
постоянно преподает в
Техническом институте
(ETH) в Цюрихе.
Ханс Коллхофф – одна из самых ярких и самых
парадоксальных фигур в современной немецкой
архитектуре. Его позиция убежденного, можно даже
сказать «яростного», традиционалиста, апеллирующего к нестареющей и неустаревающей классике,
считающего современную архитектуру последних 80
лет тотальным недоразумением, позиция, которую
он последовательно и страстно отстаивает в своей
архитектуре, преподавательской деятельности и
публичных выступлениях, вызывает как в профессиональной среде, так и вне ее острое неприятие и
жесткую критику. В то же время, построенные им
здания относятся к лучшему из того, что сегодня
возводится в Берлине.
Классика Коллхоффа многолика, она подразумевает не «неоклассицизм» как таковой, а преемственность многовековой архитектурной традиции,
частично прерванной с рождением модернизма;
особое значение придается им тектоническому
членению фасадов, использованию долго и красиво
стареющих материалов, а также рукотворности их
отделки. Стилистическое решение того или иного
объекта зависит от его расположения и назначения
и почти всегда апеллирует к одному из излюбленных
стилей архитектора. Так, высотное здание на Потсдамер Плац – аллюзия на американские небоскребы
начала ХХ века. Строгие и монументальные, облицованные серым гранитом или песчаником, здания на
Фридрихштрассе, на Унтен ден Линден и у Ораниенбургер Тор – воплощение идеи возрождения европейской градостроительной культуры 1900-1930-х годов.
К тому же стилистическому направлению относится
и комплекс Ляйбниц-колоннады в Шарлоттенбурге,
где впервые в послевоенной Германии была возведена
протяженная дорическая колоннада, обрамляющая
площадь с фонтаном.
Комплекс Ляйбниц-колоннады. Берлин, 1993-2000
Для здания Ландесцентральбанка в Майнингене
архитектор выбирает форму ренессансного палаццо –
с трехчастным горизонтальным членением, рустованным цоколем и массивным нависающим над фасадом
карнизом. В то же время, торговый центр в Хемнице,
возведенный на средневековой ратушной площади,
с двухцветным арочным порталом и сводчатой
галереей, а также кирпичная башня-небоскреб
«Майнплаза» во Франкфурте явно апеллируют к
готике. Обращение к готике для Коллхоффа не уход,
а следование избранной традиции: в неоготическом
стиле строил и его любимый архитекор-классик Карл
Фридрих Шинкель (1781-1841). Построенная по
проекту Коллхоффа вилла Герл в респектабельном
берлинском районе Далем является если не прямой
цитатой, то несомненной репликой на шинкелевскую
усадьбу Гумбольдтов в Тегеле 1824 года. Опубликование фотографий с ее роскошно-строгими классическими интерьерами спровоцировало в профессиональной среде всплеск бурных дискуссий о том, насколько
этична сегодня подобная архитектура.
В то же время, однозначно положительно
воспринимается всеми интерьер бара «Ньютон»
(названного по имени владельца – знаменитого
фотографа Хельмута Ньютона, чья композиция с
обнаженными моделями украшает одну из стен).
В его отделке также использовались дорогие
породы дерева, бронза и разные сорта гранита,
но стилистически бар «Ньютон» апеллирует к
венским кафе Адольфа Лооса,
и потому не несет груза тяжких
ассоциаций. Вообще, на фоне
демократичной, минималистской
и функциональной архитектуры
Германии последних 50 лет
декларируемая Хансом Коллхоффом
эстетика воспринимается вопиюще
инородно. Но он позволяет себе это
игнорировать. Его скрывающиеся
за сдержанными серыми фасадами
офисных зданий вестибюли
поражают не только роскошью
полированного мрамора и гранита,
изысканностью бронзовых деталей
и светильников в стиле Ар Деко, но абсолютной
классичностью ордерных членений и тонко
прорисованных профилей, осознанным любованием
каждой деталью и гедонистической игрой фактур.
Коллхоффа нередко упрекают в том, что
его архитектура не что иное, как обслуживание
инвесторских проектов, пропагандирующих
идею «новой респектабельности». Показательно,
например, что изначально конкурс на здание банка
Дельбрюк в западной части Потсдамер Плац выиграл
проект архитекторов Зиверса и Пьящека, предполагающий возведение экстравагантной стеклянной
башни со множеством эффектных деталей. Однако
впоследствии заказ был передан Хансу Коллхоффу, и
концепция здания кардинально изменилась. «Архитектурный язык Коллхоффа идеально подходит
для банковских зданий, так как он олицетворяет
столь важные в финансовом мире атрибуты, как
стабильность и надежность. Что может лучше
олицетворять защищенность, чем известный своей
прочностью гранит; карнизы и пилястры фасадов
вселяют уверенность в непоколебимой устойчивости,
а строгость и четкая организация объемов как бы
отражает логику и иерархичность структурной
организации денежного института» (M. Pabsch.
Zweimal Weltstadt. Berlin, 1998).
Добившись признания и сделав себе имя еще
в начале 80-х годов – построив в западном Берлине
несколько жилых комплексов, эстетика которых
была революционно свежа для все больше и больше
погружающегося в провинциализм города и
возвращала ему столичную масштабность, – Ханс
Коллхофф затем довольно резко сменил эстетическую
направленность (его постройки 80-х неизменно
свидетельствовали о глубоком штудировании Ле
Корбюзье). Его сегодняшнее положение позволяет
ему занимать осознанно обособленную позицию и
последовательно декларировать свои убеждения,
при этом достаточно иллюстративно воспевая свои
архитектурные предпочтения.
далее>>
|
|
|