|
|
Современная классика
Владимир Седов
Египетский модерн
IV-MMII - 20.09.2002
Спецпроект «Керамос» Интерьер магазина «Фараон». 2002 год
Первоначальный проект Владимира Ерошенко и Игоря Холмогорова
Дизайн интерьера – архитектурное бюро «Керамос-ART»:
Дмитрий Слободинюк, Ольга Сорокина, Евгений Янчик и Борис Гоголев

Уильям Ван Аллен. Двери лифта небоскреба
Крайслер-билдинг в Нью-Йорке с мотивом папируса. 1930
В Столешниковом переулке на первом этаже существующего здания строится и оформляется
магазин одежды под названием «Фараон». Проект
магазина был составлен Архитектурно-строительным
бюро Холмогорова (архитекторы Владимир Ерошенко
и Игорь Холмогоров). В начале 2002 года за оформление уже сложившегося в своих габаритах
и линиях пространства взялось архитектурное бюро
«Керамос-ART» (авторы: Дмитрий Слободинюк, Ольга Сорокина, Евгений Янчик и Борис Гоголев;
общее наблюдение и консультации: Илья Савельев).
Магазин «Фараон» не может быть в ином стиле,
кроме египетского. Но каким тут должен быть Египет? Строгим и археологически-величественным?
Но тогда причем тут одежда? Или в стиле казино
в Шарм-Эль-Шейхе? Но тогда пропадает возможность
создания сколько-нибудь достойной архитектуры.
Египет – это тайна и игра, задачей декорации было
не скатиться ни к египетскому залу Музея изящных
искусств, ни к Диснейленду.

Джордж Коулз. Кинотеатр «Иджиптиан
Ривайвэл Картун» в Лондоне. 1930
Торговый зал магазина делится на две части
папирусовидными колоннами, колонны поддерживают галерею, парапет которой украшен египетскими
орнаментами. Колонны зала нарочито серьезны.
Формы их капителей найдены в справочниках, затем
стилизованы в рабочих чертежах, по которым скульптор Михаил Народицкий вылепил модель. По этой
модели на заводе выполнены чугунные отливки.
Все, вроде бы, точно, но в Египте не было чугуна
Здесь есть некая вольность трактовки темы (можно
вспомнить только чугунные Египетские ворота
Менеласа в Царском Селе, но это уже ампир). Та же вольность, но в большей степени, чувствуется
в орнаментальном фризе на парапете галереи: тут
цветки лотоса, выполненные из смальты, складываются в орнаменты, напоминающие модерн,
а необычность и драгоценность смальты подчеркивается вставками из травертина, перекликающимися
с «телами» колонн. Тему модерна подхватывает
лестница на галерею, где чугунная решетка перил
вызывает в памяти ограждение лестницы в знаменитом доме Рябушинского Федора Шехтеля,
а также шехтелевские металлические решетки.
При этом «модерн» и «египет» уравниваются в своей
ценности – «драгоценность» лестницы подчеркивают
орнаменты подступенков, где, как и на парапете
галереи, помещена мозаика из смальты и травертина.
Получается не манерный, а спокойный, насколько это
возможно при обращении к египетской теме, и умный
интерьер, где нильские мотивы соседствуют с модерном. Такое соседство, на первый взгляд, странно.

План магазина «Фараон».
Фрагмент фасада египетской колоннады в интерьере магазина.
Если начать подбирать прецеденты египетским
мотивам, то почти сразу окажется, что египетского
в нашей архитектуре не много. Когда по Европе
в период сентиментализма и романтизма прокатилась
волна египтомании, у нас в России появились некоторые памятники, отражающие это течение:
Пирамида в царскосельском парке, обелиск в Гатчине, сфинксы у Академии художеств
в Петербурге, Египетский мостик и уже упомянутые
Египетские ворота. Даже собранные вместе, эти
монументы не образуют целого, это скорее отдельные
фрагменты какого-то загадочного и чудесного мира.
От этих произведений веет трепетным отношением
классицизма и ампира к мистически-таинственному
Египту, но сама эта трепетность не мешает трактовать
«египетское» через призму античности, а значит,
сообщать Египту несвойственную ему изящность.
далее>>
|
 |
|