приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Владимир Седов
Непредсказуемые сложности, или
От реставрации к стилизации
IV-MMII - 18.09.2002

Реставрация церкви Козьмы и Дамиана в Старых Панех.
Москва, Старопанский пер., 4
Архитектурное бюро ABD
Авторы: Б.Левянт, В.Павлов
при участии Г.Бессонова (конструкции),
И.Яковлева (архивные изыскания),
М.Фролова (археология) и В.Виташкова
Производство работ: РПМ «Ильинка»
Реализация: 1999–2001 гг.

Проект реконструкции и реставрации церкви Козьмы и Дамиана в Старых Панех. Западный фасад с разрезом через притвор. Вариант с горкой кокошников под шатрами.

В архитектурном мире все, кажется, распределены по своим местам: просто архитекторы («объемщики») строят дома, архитекторы интерьерщики декорируют или создают интерьеры, а архитекторы-реставраторы тщательно и скрупулезно восстанавливают облик зданий – памятников. Но в этой стройной картине то в одном, то в другом месте порядок нарушается случайностью, и вот уже устоявшаяся специализация начинает меняться или расширяться.

Архитектурное бюро ABD, проектирующее и крупные современные объекты, и интерьеры, ввязалось в реставрацию тоже почти случайно, хотя и по собственной воле: в середине 1990-х годов архитекторы сидели в Старопанском переулке Китай-города рядом с предельно изуродованным домиком, в котором трудно было разглядеть древнерусскую церковь Козьмы и Дамиана в Старых Панех. Собственное желание восстановить памятник (который тогда памятником официально не считался, а сейчас ходит только во «вновь выявленных»), подкрепленное включенным в лицензию правом на проектные работы по реставрации памятников, а также сотрудничество с неким банком позволили начать исследование храма.

Все, казалось бы, должно было ограничиться обычной натурной реставрационно-археологической работой (которая, впрочем, приносит так много интересного – как любое расследование): архивными и археологическими исследованиями, обмерами, зондажами и картографированием разновременных кладок, вычинками и тому подобным. Но в процессе изучения храма выяснилось, что тщательная реставрация собственно древности в данном случае просто невозможна.

Церковь Козьмы и Дамиана среди застройки Китай-города на гравированном плане Москвы XVII века.

Дело в том, что памятник в результате разновременных перестроек и ремонтов оказался таким искаженным и неподатливым, что его первоначальные формы с реставрационной точки зрения просто не восстановимы. Где-то в промежутке между тридцатыми и пятидесятыми годами XVII века была построена эта небольшая каменная церковка с вытянутым в поперечном направлении четвериком и пониженным алтарным выступом. Как она выглядела – точно неизвестно (хотя какой-то трехглавый храм угадывается на планах Москвы рубежа XVI–XVII вв. примерно в этом месте Китай-города), кто был ее заказчиком – непонятно (хотя есть туманные сведения о связи церкви с двором боярина Шеина). До нас дошел чертеж 1801–1803 годов, отражающий облик памятника, сложившийся в результате какой-то барочной перестройки (восьмигранный барабан с характерными наличниками) и предлагающий осуществленную в натуре пристройку южного придела и колокольни, а также украшение фасадов старой части декором в стиле зрелого классицизма. В этом виде церковь дожила до начала ХХ века, а в 1927–1929 годах она была восстановлена в «первоначальных формах» известным реставратором и знатоком московских древностей Д.П.Суховым (1867–1958). Реставратор пошел на «сговор» с Промбанком, расширявшим соседнее здание бывшего банка Рябушинского, и получил разрешение на восстановление древней части церкви в обмен на снос колокольни и трапезной. Получился одинокий и довольно изящный двухшатровый храм с обильной декорацией в духе московского «узорочья» середины XVII столетия, храм, у которого довольно много аналогий среди посадских и монастырских церквей того времени (самая близкая – двухшатровый московский храм Ильи Пророка на Воронцовом поле, который, видимо, и послужил основным образцом для реконструкции). Этот сделанный Суховым храм с его «игрушечными» шатрами уже в 1931 году был наполовину разрушен: усилившаяся борьба с религией привела к сносу шатров и уничтожению всего фасадного декора. Об оставшихся частях попросту забыли.

далее>>

вверх

 Архив

     

20.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Египетский модерн

     

20.09.2002 IV-MMII
Интервью Григория Ревзина с Михаилом Филипповым
Конец Руинам

     

18.09.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
фотографии Юрия Пальмина
Кампанила на Тверской

     

18.09.2002 IV-MMII
Владимир Седов
Непредсказуемые сложности, или
От реставрации к стилизации

     

18.09.2002 IV-MMII
Оксана Рудченко
фотографии Александра Шибеко
Бар муэдзина и кийская Русь

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна