|
|
Современная классика
Владимир Седов
Непредсказуемые сложности, или
От реставрации к стилизации
IV-MMII - 18.09.2002
Реставрация церкви Козьмы и Дамиана в Старых Панех.
Москва, Старопанский пер., 4
Архитектурное бюро ABD
Авторы: Б.Левянт, В.Павлов
при участии Г.Бессонова (конструкции),
И.Яковлева (архивные изыскания),
М.Фролова (археология) и В.Виташкова
Производство работ: РПМ «Ильинка»
Реализация: 1999–2001 гг. 
Проект реконструкции и реставрации церкви
Козьмы и Дамиана в Старых Панех. Западный фасад с разрезом через
притвор. Вариант с горкой кокошников под шатрами.
В архитектурном мире все, кажется, распределены по своим местам: просто архитекторы
(«объемщики») строят дома, архитекторы интерьерщики декорируют или создают
интерьеры, а архитекторы-реставраторы тщательно и скрупулезно восстанавливают
облик зданий – памятников. Но в этой стройной картине то в одном, то в другом
месте порядок нарушается случайностью, и вот уже устоявшаяся специализация
начинает меняться или расширяться.
Архитектурное бюро ABD, проектирующее и крупные современные объекты,
и интерьеры, ввязалось в реставрацию тоже почти случайно, хотя и по собственной воле:
в середине 1990-х годов архитекторы сидели в Старопанском переулке Китай-города рядом
с предельно изуродованным домиком, в котором трудно было разглядеть древнерусскую церковь Козьмы и Дамиана в Старых
Панех. Собственное желание восстановить памятник (который тогда памятником
официально не считался, а сейчас ходит только во «вновь выявленных»), подкрепленное включенным в лицензию правом на
проектные работы по реставрации памятников, а также сотрудничество с неким банком
позволили начать исследование храма.
Все, казалось бы, должно было ограничиться обычной натурной реставрационно-археологической работой (которая, впрочем,
приносит так много интересного – как любое расследование): архивными и археологическими исследованиями, обмерами, зондажами и картографированием разновременных
кладок, вычинками и тому подобным. Но в процессе изучения храма выяснилось, что
тщательная реставрация собственно древности в данном случае просто невозможна.

Церковь Козьмы и Дамиана среди застройки
Китай-города на гравированном плане Москвы XVII века.
Дело в том, что памятник в результате разновременных перестроек и ремонтов
оказался таким искаженным и неподатливым, что его первоначальные формы с
реставрационной точки зрения просто не восстановимы. Где-то в промежутке между
тридцатыми и пятидесятыми годами XVII века была построена эта небольшая каменная
церковка с вытянутым в поперечном направлении четвериком и пониженным
алтарным выступом. Как она выглядела – точно неизвестно (хотя какой-то трехглавый
храм угадывается на планах Москвы рубежа XVI–XVII вв. примерно в этом месте Китай-города), кто был ее заказчиком – непонятно
(хотя есть туманные сведения о связи церкви с двором боярина Шеина). До нас дошел
чертеж 1801–1803 годов, отражающий облик памятника, сложившийся в результате
какой-то барочной перестройки (восьмигранный барабан с характерными наличниками)
и предлагающий осуществленную в натуре пристройку южного придела и колокольни,
а также украшение фасадов старой части декором в стиле зрелого классицизма. В этом
виде церковь дожила до начала ХХ века, а в 1927–1929 годах она была восстановлена
в «первоначальных формах» известным реставратором и знатоком московских
древностей Д.П.Суховым (1867–1958). Реставратор пошел на «сговор» с Промбанком, расширявшим соседнее здание бывшего
банка Рябушинского, и получил разрешение на восстановление древней части церкви
в обмен на снос колокольни и трапезной. Получился одинокий и довольно изящный
двухшатровый храм с обильной декорацией в духе московского «узорочья» середины
XVII столетия, храм, у которого довольно много аналогий среди посадских и монастырских церквей того времени (самая близкая –
двухшатровый московский храм Ильи Пророка на Воронцовом поле, который,
видимо, и послужил основным образцом для реконструкции). Этот сделанный Суховым
храм с его «игрушечными» шатрами уже в 1931 году был наполовину разрушен:
усилившаяся борьба с религией привела к сносу шатров и уничтожению всего
фасадного декора. Об оставшихся частях попросту забыли.
далее>>
|
 |
|