приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Дмитрий Швидковский
Неоклассика как язык игры
XXVIII-MMIX - 01.05.2009

Весной 2009 года в Музее архитектуры имени А. В. Щусева стартует выставка молодых архитекторов, работающих в неоклассическом стиле. Десять участников представят на ней в общей сложности 26 проектов. Двое из участников – Андрей Бархин и Павел Санин – окончили МАрхИ и являются практикующими архитекторами, остальные – студенты МАрхИ III-го, V-го и VI-го курсов. Спонсор выставки – группа компаний «Город богов»

Классика очень долго была серьезной, выражала в разные моменты почти все что угодно: политические лозунги, фамильную честь, собственную гордость, воспоминания о путешествиях, моральные утверждения, память о победах и друзьях, мысли, которые должны были воспитывать наследников или современников, – и этот перечень можно было бы продолжать до бесконечности. Реже всего в ходе многовековой истории классика становилась игрой, а уж если становилась, то игрой всерьез, несмешной и невеселой. Конец XX века подобное извечное восприятие классических образов изменил, торжественное мироощущение неоклассика разрушила самоирония неуверенного в себе и все осмеивающего человечества. В архитектуре классика с легкостью пережила и это, сохранившись среди увлечений начала нового тысячелетия и доказав, что действительно будет жить вечно, но не всерьез, не скучно, в пространстве игры.

Отчасти это произошло потому, что содержание античного идеала потеряло свою идеальность, ее сохранили лишь формы, хранящие привычные и привлекательные в своей досказанности и проверенности образы. Торжественный Рим и гармоническая Греция давно не кажутся местами для прекрасной жизни, все понимают, что жизнь в них была все та же, что и сейчас, со всеми качествами, для человека неприятными, которых хотелось бы избежать, да и была она, быть может, ярче и отчетливей, чем теперь, но жестче, тяжелее и короче. Перенестись волшебным способом в прошедший отдаленный век уже никто не хочет, поскольку твердо знает, что там нет Эдема, а ощутить на себе ошейник раба вероятность больше. Античность, полтора тысячелетия остававшаяся мечтой, стала конкретной частью грязной человеческой истории, и лишь созданные ею непреходящие формы будто «медь торжественной латыни» поют «на плитах, как труба».

В античность давно стали играть, по крайней мере, с XVIII столетия вполне осознанно. Совершенные, точные и живописные, формы римских терм Камерона в Царском Селе должны были, по замыслам создателей, содержать в себе театр «подлинно римских омовений». И хотя изображения построек Камерона увлекали едва ли не всех классицистов от Кваренги до Гольца, нельзя не вспомнить слова Екатерины II, сохраненные в дневнике ее секретаря: «…все строение для бани строено, а баня вышла худая... мыться в ней нельзя...» Зато игровой эффект оживления античности, рождаемый этим сооружением, увлекал Державина, Пушкина и целую плеяду учеников Иннокентия Анненского. Античность, разыгранная XVIII веком, осталась в мире смерти, но спектакль удался в такой степени, что смог продолжаться веками и не останавливаться в наше время.

Выставку неоклассических работ молодых архитекторов хочется не считать случайной, а смотреть на нее в этом, может быть, слишком исторически надменном контексте. Мне все же кажется, что она в полной мере свидетельствует о том, что игра в классику продолжается и будет продолжаться, что у многих архитекторов есть своя излюбленная классика, позволяющая внятно и красиво говорить на ее языке. Эти многочисленные языки классического зодчества с различной грамматикой и многообразием «букв» алфавитов декора непременно создают если не саму гармонию, то, по крайней мере, ее видимость, а это уже немало. И хочется помечтать, что классика снова оживет и станет полноправной не-игрой, но для этого необходимо, чтобы неоклассический спектакль непрестанно приобретал кровь проекта и иногда плоть его осуществления.

И невольно относишь именно к неоклассике слова Иосифа Бродского:
Рожденная в воображенье,
Которое переживешь,
Ты – следующее движенье,
Шаг за чертеж...

вверх

 Здесь / постройка

     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Анатолий Белов
Смена декораций
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Владимир Седов
Сделано после Палладио
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Дмитрий Швидковский
Неоклассика как язык игры
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Анатолий Белов
Правила игры
Концепция выставки «Сыграем в классику»
     
01.05.2009 XXVIII-MMIX
Мария Седова
Ни шагу назад!
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна