|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Большой дом.
Ответ Михаила Филиппова
XII-MMIV - 28.11.2004
Комплекс жилых домов
на Долгоруковской улице в Москве
Градостроительная концепция:
Александр Кузьмин, Михаил Филиппов
Архитектура:
Мастерская Михаила Филиппова:
В. Гельфанд, М. Догадин (констр.),
М. Запольская, Е. Короткова,
Е. Михайлова, Е. Строганова,
А. Филиппов, М. Филиппов
(руководитель), Т. Филиппова (ГАП)
Мастерская Вячеслава Богачкина:
А. Архипов (ГАП), В. Богачкин
(руководитель), Н. Богачкин, А. Иванов,
О. Камышова (ГИП), В. Рыжкова
Проект: 2002 г.

Перспектива части
комплекса со стороны
двора
Комплекс Михаила Филиппова – жилой
квартал на пересечении Долгоруковской
улицы и Садового кольца. Квартал спроектирован в форме сектора с огибающей
дугой и тремя радиальными корпусами,
точкой схода радиусов является сохранившаяся колокольня церкви Николая
Чудотворца в Новой слободе (саму церковь
предполагается восстановить). Общая
площадь здания – 110 тыс. кв.м, 260
квартир.
Проект, как я покажу далее, является абсолютно органичным продолжением
идей Михаила Филиппова, впервые высказанных им еще в «бумажный период»
его творчества. Но, что кажется особенно
актуальным сегодня, этот комплекс представляет собой оригинальный российский
ответ на проблему «большого дома»,
которая заявлена нами на предшествующих страницах (см. стр. 90).
Образ и вентиляция
Необыкновенный облик
дома-театра с поднимающимися террасами отдельных корпусов, как будто
возникших на развалинах
какого-то ранее существовавшего сооружения, –
этот облик заключает
в себе не только художественные достоинства, но и
некоторые оригинальные
конструктивные решения.
В радиальных стенах-мембранах, разделяющих
группы домов и тоже
восходящих к античной
практике, спроектированы
наклонные каналы вентиляции. Такое устройство
вентиляции всего комплекса позволяет избежать
появления запахов
с нижележащих террас
на террасах более высоких.
Эта же вентиляция позволяет решить вопросы
с очищением воздуха
в замкнутых патио, которыми снабжены квартиры
на разных террасированных уровнях. Так что
в данном случае мы имеем
дело с технологической
обоснованностью
классических приемов.

Панорама комплекса
со стороны улицы.
В центре – некий ответ
колокольне церкви
в Новой слободе
Дом Филиппова – это не общепринятая неомодернистская «скульптура
на полянке», описанная нами ранее,
но большой дом-квартал. В определенном
смысле он предлагает вернуться к тому
типу дома, который русская архитектура
нашла в конце XIX – начале ХХ века
и который особенно ярко проявился
в архитектуре русского неоклассицизма
(дом Толстого Федора Лидваля в Петербурге, дом Общества «Россия» Леонтия Бенуа
в Москве, поздний вариант реализации
того же типа – «Дом на Набережной»
Бориса Иофана). Это уже само по себе
является сильным ходом – и архитектурным, и коммерческим.
Как показывает нам опыт истории,
как русской, так и европейской, это единственный тип жилья, в котором большое
количество квартир вовсе не ведет
к снижению их потребительских качеств
и стоимости. Такие дома (в отличие от модернистского многоквартирного дома)
никогда не люмпенизируются и не теряют
в цене. Этот тип дома, который реально
способен создавать топ-уровень жилья,
сравнимый по качеству с уровнем «клубного дома». Но при этом – вмещать в себя
300 и более квартир.
Однако одним возвращением к забытой сегодня типологии «большого дома»,
которая известна нам по истории, дело
не исчерпывается. На самом деле здесь
все только начинается. Филиппов
необыкновенно остроумно решает те
проблемы, которые возникали в рамках
этой типологии в начале века, и остаются
актуальными и сегодня.

Аксонометрический вид
сверху на комплекс
жилых домов. На первом
плане – колокольня храма
в Новой слободе
С одной стороны, само качество этого
жилья определяется тем, что в отличие
от «скульптуры на полянке», принципиально не способной создать ни собой,
ни вокруг себя городского пространства,
дом-квартал – сам себе город и сам себе
среда. Но, с другой стороны, именно в силу
этого он создает ярко выраженную иерархию пространств (главный фасад, главный
корпус, главная ось, парадные дворы,
черные дворы, задние корпуса, служебные
корпуса). Соответственно эта иерархия
делает квартиры в нем неравноценными
по качеству.
далее>>
|
 |
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
|