|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Большой дом.
Иностранный акцент
XII-MMIV - 21.11.2004

Эрик ван Эгерат
Проект жилого дома
в Бабьегородском переулке
в Москве
Сначала складывается впечатление,
что перед нами реальное воплощение этой
программы. Стоит заметить, что все
пригласившие иностранных звезд
девелоперы – «Крост», «Капитал групп»,
Шалва Чигиринский – это те участники
рынка, которые максимально близко стоят
к московскому правительству. И кажется,
будто их просто по-дружески попросили
заняться новой программой. Однако же
два обстоятельства свидетельствуют
против подобной трактовки событий.
Во-первых, проекты с участием
иностранных архитекторов чрезвычайно трудно проходят московскую согласовательную машину. Комплекс «Русский
авангард» Эрика ван Эгерата не получил
одобрения Юрия Лужкова, и хотя
по некоторым сведениям ему определен
новый участок на Якиманке, сказать,
что его будущее просматривается сколько-нибудь определенно, сегодня нельзя.
Остальные проекты даже не начали продвижение по лестнице согласований, и их
перспективы отнюдь не кажутся безоблачными. Будь перед нами правительственная
программа, пусть даже не артикулированная, ситуация выглядела бы совсем не так.


Алексей Бавыкин
Проект жилого дома
«Дирижабль» в Москве
А во-вторых, все уже заказанные
проекты достаточно далеки от того типа,
который наметил в цитированном
интервью Александр Кузьмин. Это не
«маленькие престижные здания». Это
совсем другое. Все западные звезды
получают типологически один и тот же
заказ. А именно – жилой комплекс, расположенный за пределами исторического
центра (судьба комплекса «Русский
авангард» – исключение, подтверждающее
правило), предполагающий строительство
от 100 до 300 и более квартир. Надо
заметить, что приглашенные звезды
в общем-то довольно далеки от того типа
заказа, с которым им приходится иметь
дело в Москве. Уровень их славы таков,
что сомневаться в их способности
справиться с проектным заданием не приходится, однако же не менее очевидно,
что жилье в исполнении Захи Хадид –
продукт по природе своей довольно экстравагантный. Да и Норман Фостер при всем
своим универсализме жильем никогда
не занимался. Даже Эрик ван Эгерат
до появления в России прославился
прежде всего общественными зданиями.
В связи с этим мне кажется очевидным, что появление западных звезд
в России – это отнюдь не политическая
программа. За ним стоит экономическая
логика, связанная именно с типом заказа.
Этот тип я предлагаю условно назвать
«большой дом». Попробуем проанализировать эту логику.
Топовый тип жилья, который возник
в нашей архитектуре в конце 1990-х –
начале 2000-х гг., это «клубный дом». Его
характеристики включают в себя, помимо
обычных требований к жилью высокого
класса (типологических, конструктивных
плюс дорогие материалы, инженерная
структура, связь, фитнесс-центр, обслуживание), две особенности. Во-первых, это
дом на 10-50 квартир, во-вторых, он расположен в центре города. Цены на такое
жилье сегодня располагаются в диапазоне
от $4 до $10 тыс. за кв. м в зависимости
от местоположения и стадии строительства.
Одновременно с этим основной тип
жилья, который сегодня появляется на рынке, это как раз то, что я назвал
«большим домом». То есть дом от 100
до 300 и более квартир, за границами
Садового кольца. Здесь появляются и дома
топ-уровня со всеми характеристиками,
соответствующими клубному дому (типология квартиры, качество материалов
и инженерного наполнения, уровень инфраструктуры и уровень обслуживания),
но цены колеблются от $1500 до $3000
за метр. Таким образом, оказывается,
что в рамках «большого дома» невозможно
сформировать топовое предложение,
соответствующее уровню «клубного дома».
<<вернуться
далее>>
|
 |
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
|