|
|
Современная классика
Ирина Шипова
Новая берлинская классика
V-MMII - 31.12.2002
Как можно было уже заметить, умение дать объекту красивое имя характерно для Берлина. Как и то, что имя это ничего общего с самим объектом чаще всего не имеет. Пример тому – «Парк-колоннады» на Потсдамерплац. И если парк может быть когда-нибудь еще зашелестит листвой в этом, одном из самых урбанистических уголков
Берлина (что сегодня еще довольно трудно представить, даже глядя на одинокие сосны,
засаженные в каменистый грунт внутренних дворов), то уж из приземистых, прямоугольных в разрезе столбиков, с трех сторон
облицованных желтоватым песчаником, явно уже никогда не прорастут изящные колонны.
Хотя, видимо, именно благодаря образуемому этими столбиками тоннелю, прорезающему первый этаж, комплекс и получил звучное
имя «колоннады».

Альдо Росси (Aldo Rossi).
Комплекс на Шютценштрассе. 1995–1997
Хельмут Ян (Helmut Jahn).
«Сони-центр».
1995–2000
Комплекс объединяет пять зданий. Первое – стеклянный 12-этажный цилиндр
(архитектор Швегер), стоящий непосредственно на Потсдамерплац и стилистически
в большей степени связанный с ансамблем площади, образуемым тремя небоскребами
(Ренцо Пьяно, Ханса Колхоффа и Хельмута Яна), чем с самими «колоннадами». На его
месте стояло когда-то одно из самых популярных в Берлине зданий, построенное в
1911–12 гг. и разрушенное во время войны, – развлекательный комплекс и кафе «Haus
Vaterland». Однако отдаленное напоминание о нем можно усмотреть лишь в скругленности
формы, во всем остальном – ни малейшего намека на архитектурные мемуары. В то
же время в примыкающих к цилиндрическому объему четырех других корпусах «колоннад», лишенных конкретной исторической
подоплеки, затевается довольно странный диалог с прошлым.
Решенные в единой стилистике (разработанной Джорджио Грасси), хотя
и построенные разными архитекторами (корпус 2, 3 – Джорджио Грасси, 4 – Юрген
Саваде, 5 – Динер и Динер), облицованные красным кирпичом здания имеют Н-образные или П-образные планы, апеллирующие к традиционным формам дома с
ризалитами. Жесткая симметричность композиции подчеркивается выделением
центральной части за счет большего количества этажей или облицовкой желтоватым
шлифованным песчаником с введением ордерных элементов – карнизов, пилястр,
замковых камней. Правда, элементы эти решены так плоскостно и формально, что
являются скорее многократно повторяемым знаком, символом классического декора,
нежели им самим.
По словам Грасси, в его задачу входило создать в этом комплексе архитектурный
переход от жилого района Кройцберг с исторически сложившейся плотной
застройкой к ультрасовременным новостройкам Потсдамерплац. Переход получился
довольно странным. «Традиционно берлинские» планы и отделочные материалы,
а также ордерный декор не сплавляются в единое целое. Кирпичные фасады с бесконечно повторяемым раппортом квадратных окон
напоминают скорее индустриальную архитектуру начала ХХ века, чем городскую
усадьбу. Все слишком квадратно и безжизненно. Трудно дать этой архитектуре
стилистическое определение. Ее уже нельзя упрекнуть в модернизме, для постмодернизма – поздновато и слишком постно, на
настоящий «традиционализм» тоже пока не тянет, хотя желание создать его очевидно.
Комплекс Грасси воспринимается скорее как материализованное в камне «озвучивание»
риэлторских рекламных проспектов, обещающих добротность и респектабельность, помноженные на многовековые
традиции. Эта архитектура респектабельности постепенно выступает из тени «больших
проектов» модернистского Берлина.
<<вернуться
|
 |
|