|
|
Современная классика
Михаил Белов:
Строим на тысячу лет
V-MMII - 31.12.2002
Сергей Ходнев
Внешне Ваш проект выглядит так, будто Вы
ничего не меняете.
Михаил Белов
Меняется очень многое. Ведь за восемьдесят
лет советского существования театра многое
появилось - практически все
технологическое насыщение театра, от
сантехники до кондиционирования. Все это
делалось по сути в режиме самостроя, иногда
без профессионального проекта. Теперь еще
изменился социальный режим: сейчас,
возможно, опять начнут выкупать ложи, как до
революции. И главное - провинциальный театр
(потому что столичный был в Санкт-Петербурге),
который по традиции имел балетную сцену и
работал в системе мягких декораций,
получает теперь полноценный арьер,
получает полноценную загрузку,
международный стандарт сцены, который
позволяет работать и систему оперы, и
балета, и это позволяет театру встраиваться
в международную систему гастролей.
Поначалу мы вообще считали, что вся
сценическая часть сносится и строится
заново. Сейчас историческая сценическая
коробка сохраняется, и речь идет только о
создании новой системы загрузки сцены
декорациями.
Кроме этого, возникает затея "дом в доме".
У Большого театра на всех фасадах довольно
специфически сделана разбивка окон, и если
придерживаться ее, возникает дефицит
площади. Нами было предложено внутри
существующих стен с отступом, достаточным
для технологического обслуживания,
поставить отдельный дом со своими
перекрытиями. Фактически мы добавляем три
этажа.




Вариант мастерской Михаила Белова с «клеткой» из золоченой
бронзы
С.Х.
Но этого всего не видно, это отчасти
инженерная задача.
М.Б.
Действительно, это не вопрос архитектуры. В
каком-то смысле можно считать, что Большой
театр - это просто жесткая функциональная
задача. Если театр сохранится как
репертуарный, а это значит 350 спектаклей в
год (минус пасхальные и рождественские
каникулы), то тогда, безусловно, сохранится
огромная труппа, и она должна полноценно
функционировать. Что касается
архитектурного самовыражения, то я считаю -
если удастся сделать и настоять на более-менее
самостоятельном и современном решении
вестибюльной части, то это будет уже очень
много.
Но с другой стороны, так или иначе предстоит
расширение театра, и это уже архитектурная
задача. Градостроительная композиция
Большого театра имеет принципиальное
значение для Москвы. Большой театр, который
занимает островное положение,- это своего
рода оплот ясного градостроительного
классицизма в хаотичной Москве.
Сопоставление Мариинского и Большого
театра в этом смысле, кстати, очень
показательно. Мариинский - это какой-то
хаотический урбанистический всплеск в
строгом неоклассичесическом Петербурге, а
Большой в хаотичной и разухабистой Москве -
строгий объект, который как был
неоклассическим артефактом, так им и
остался, несмотря ни на какие пристройки. И
этот морфологический принцип должен быть
сохранен.


Вариант решения аванплощади днем и ночью. Мастерская
Михаила Белова
С.Х.
Ваш соавтор, Михаил Хазанов, считает, что
этот неоклассический артефакт должен быть
сохранен не столько в городе, сколько в
окружении "временной", современной
технологичной архитектуры.
М.Б.
Я с этим не согласен. Я не считаю, что
возможно деление театра на некий вечный
храм и какие-то ларьки, которые из него
торчат и потом будут снесены. Во-первых, в
ближайшие пятьдесят снесено ничего не
будет, во-вторых эта умозрительная идея
нарушит реальную, визуально очевидную
градостроительную композицию. Мне кажется,
что нужно потратиться, и если делать что-то
новое - то не из материалов временного
характера, а из материалов вечных. Например,
бронзы или массивной нержавейки,
анодированной на тысячу лет.
|
 |
|