|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Театр на перепутье
V-MMII - 31.12.2002
Реконструкция и реставрация Государственного академического
Большого театра. Москва
Архитекторы: Михаил Белов, Михаил Хазанов, Никита Шангин
при участии Дмитрия Размахнина, Ольги Березовской, Марии Величкиной
Конструктор: Нодар Канчели
Институт «Курортпроект» 
Современное состояние здания Большого театра
В сентябре в Венеции откроется VIII архитектурная биеннале. Россия представляет на выставке проект куратора Давида
Саркисяна «Два театра». Его архитектурным материалом являются реконструкции двух
театров – Большого и Мариинского. Проект реконструкции Мариинского театра,
созданный американским архитектором Эриком Моссом, мы публиковали в предыдущем номере «Проект Классика». Теперь
очередь Большого.
В отличие от проекта Мариинского, который просто отвергнут, проект реконструкции Большого более или менее принят к
исполнению. Но именно «более или менее». Это не столько завершенный проект, сколько
процесс постоянной смены завершенных проектов.

Один из вариантов реконструкции Большого
театра – «Золотая клетка» Михаила Белова
Михаил Хазанов и Михаил Белов выиграли тендер на реконструкцию в 1999
году. С тех пор изменилось многое – сменилось руководство театра, сменилось
руководство страны, изменилась концепция центральной зоны Москвы.
Большой театр – это национальный символ, поэтому любые смены власти
отражаются на нем, а любые изменения в символе болезненно воспринимаются общественностью. В течение трех лет не удается
решить, что у нас национальное достояние – здание театра, которое является архитектурным памятником федерального значения,
или театральный организм, оперная и балетная труппа, и 300 спектаклей в год,
которые здесь ставятся.

Обе точки зрения имеют солидную художественную, общественную и юридическую поддержку, и на сегодняшний день ни
одна из них не может взять верх. В соответствии с первой из них театр должен быть
полностью отреставрирован, должны быть заменены все инженерные системы,
восстановлены утраченные парадные залы и уничтожены поздние пристройки советского
времени. Если действовать согласно с этой идеологии, то театр превращается в музей
театрального искусства XIX века. В соответствии со второйточкой зрения, для
нормального функционирования труппы театра, постановки в нем спектаклей современного уровня необходимы полная
перестройка сценической коробки, развитие помещений для складов декораций,
подземной парковки и т.д. Без этого театр как творческий организм не может
развиваться, но театр как памятник архитектуры частично утрачивается.

В этой ситуации архитекторы не могут получить внятного задания на проектирование. Тендер был выигран на основе задания,
предполагавшего перестройку театра, в дальнейшем Министерство культуры и
руководство театра перешли к позиции реставрации, в настоящее время концепция
вновь пересматривается.

Как ни парадоксально это звучит, но разработанная архитектурная концепция
практически не зависит от итогового решения по стратегии реставрации. Основная
идея архитекторов заключается в изменении положения театра в городе – площадь перед
театром становится местом активной городской жизни, театр выплескивается в
город, становясь своего рода театральным задником для масштабных городских действ.
Это та часть концепции, в которой авторы согласны между собой (она, однако, вызывает
сомнение у заказчиков). В остальном их отношение к будущей реконструкции резко
разнится, Михаил Белов придерживается идеи строительства «вечной» архитектуры,
которая была бы достойна дополнить памятник национального значения, Михаил
Хазанов – легкой временной технологичной архитектуры из стекла, которая не должна
спорить с величием древности.
Несмотря на расхождения в задании на проектирование и в концепциях авторов,
реконструкция Большого театра в соответствии с решением правительства РФ должна
быть полностью завершена в течение ближайших двух лет.
далее>>
|
 |
|