|
|
Современная классика
Ирина Шипова
Новая берлинская классика
V-MMII - 31.12.2002
В то же время «старина» – кажется, впервые в берлинской истории – стала
объектом бережного сохранения и воссоздания. Характерный пример тому – включение
в хай-тековский стеклянный комплекс Сони-центра Хельмута Яна памятника архитектуры эклектики – останков бывшего отеля
«Эспланаде». С большой помпой и невероятными техническими усилиями его
законсервировали и передвинули на 70 метров, чтобы все вписалось. При этом
некоторые внутренние стены вывернулись наизнанку и оказались внешними.
Но кажется, что от этого стало только еще красивее. К тому же квартиры в этой части
комплекса стоят дороже, а распродаются лучше. Этот препарированный и помещенный в стеклянную витрину «кусочек
старины» – символ нового периода в берлинской архитектуре: периода повышенного спроса на «историческое». То, что
сохранилось, надо музеефицировать, что не сохранилось – воссоздать (как, например,
гигантский барочный дворец Гогенцоллернов и Бауакадемию Шинкеля). Или просто
имитировать.


Ханс Колхофф, Хельга Тиммерманн (Hans Kollhoff, Helga
Timmermann). «Ляйбниц-колоннады». 1998–2000
Первой ласточкой на этом пути стал отель «Адлон» (архитекторы Пацчке и Клоц).
Возведен он был на месте своего одноименного предшественника, построенного на площади у Браденбургских ворот в 1907
году и снесенного во времена ГДР. Однако несмотря на явную стилистическую
«несовременность» новостройки, кроме имени и места, старый и новый «Адлоны»
ничего общего между собой не имеют. Новый – больше, выше и вообще – другой.
Строительство современного здания, столь откровенно имитирующего старину и
беззастенчиво играющего на ностальгических чувствах, вызвало фурор в профессиональной среде. Пацчке обвиняли в
безвкусице и примитивности, отсутствии профессиональной этики, попытках фальсифицировать историю и прочих страшных
грехах. Однако вскоре критика затихла. Оказалось, что недовольство новый «Адлон»
вызывал только у профессионалов. Многочисленным же туристам, да и местным
жителям он вполне по душе – выглядит красиво, богато и добротно, как и должен
выглядеть пятизвездочный отель в историческом центре европейской столицы. А в
этические дебри обыватель углубляться вовсе
не намерен. «Адлон», а вместе с ним и его создатели, стали любимцами не только
публики, но и инвесторов.
Вслед за отелем братья Пацчке возвели в том же районе еще три здания в «историческом» стиле: Шарлоттенпале и Домпале
на Шарлоттенштрассе и Кроненпале на Кроненштрассе. Все они, хоть и каждый
по-своему, играют с одним и тем же набором архитектурных форм и деталей – массивный
руст, многопрофильные карнизы, колонны, пилястры, мраморные подъезды. Эти с
разной степенью изящности декорированные бетонные коробки настолько органично
вписались в сохранившееся историческое окружение, что выглядят чуть ли не более
аутентично. И неважно, что по этому поводу говорят критики и коллеги по архитектурному цеху. Важно, что во всех трех «Пале» еще
до полного окончания строительства было куплено и снято на долгие годы более 90%
площадей. В то время как возведенные по соседству здания, решенные в более современном стиле, стоят полупустые.
Если братья Пацчке работают с типовыми фасадами ХIХ века, то идеолог
«современного традиционализма», рассуждающий о «вечном городе», «истинных
ценностях», «архитекторе как градостроителе» и модернизме как «нулевом пункте
архитектуры», профессор Ханс Колхофф вдохновляется великой архитектурой века
двадцатого. Первой его половины. Так, его одетый в коричневый клинкер угловой
небоскреб на Потсдамерплац – восторженная интерпретация нью-йоркских небоскребов
начала ХХ века. Хотя по сути это такой же «Диснейленд», как и творения Патцчке
(и у американцев он вызывает смех и раздражение), в контексте площади он выглядит
весьма эффектно, и – в силу того, что выбраны достойные образцы для подражания – обладает массой формальных
достоинств. На сегодняшний день это, пожалуй, единственный образец «традиционализма», который демонстрируется на
выставках, посвященных современной немецкой архитектуре. Все остальное –
стыдливо умалчивается.
Архитектурное бюро «Колхофф и Тиммерман» выиграло конкурс на возведение
небоскребов в том же стиле на Александер-платц (главная площадь Восточного Берлина,
застроенная по преимуществу светлыми панельными блоками 70-х годов). Скоро и
там вознесутся каменные колоссы, напоминающие Чикаго и Нью-Йорк начала ХХ века –
только без сопутствующего экономического подъема.
<<вернуться далее>>
|
 |
|