|
|
Владимир Седов
Дозор
Донжон
XI-MMIV - 15.07.2004
Замок в Бонагюй. Один из
самых поздних примеров
замков с донжоном –
рубеж XV—XVI вв.
Настоящий донжон –
миндалевидный корпус,
но неподалеку стоит еще
и круглый донжон
с функциями дозора
Чтобы понять роль и значение
донжонов, нужно вообразить себе эпохи
и области, где их нет. Античность не знала
наблюдательных башен, хотя знала
маяки, башни для передачи сигналов
об опасности и сторожевые башни на берегу или в ущелье. Нет башен-сторожей
и в Византии и византийском мире: здесь,
как и в античности, видели дом вельможи
с аркадами, открытыми в пейзаж,
а не с башнями и бойницами. Только
в поздневизантийское время, в XIII–XV
веках, под влиянием Запада в Византии,
Сербии и Болгарии появляются феодальные замки с пиргами, боевыми и жилыми
башнями. Только в XIII веке появляются
отдельные каменные «вежи» в западных
областях Древней Руси – и тоже под влиянием Запада, в данном случае – Польши
и Венгрии. Такие каменные башни известны на Волыни и в Каменце-Литовском, где
они построены западнорусскими
князьями, были деревянные башни-донжоны и у некоторых деревянных
городков, в которых проживали мелкие
князья или бояре (таков раскопанный
моим отцом городок Воищина на Смоленщине). Но донжоны все же не прижились
в древнерусских фортификациях. Здесь
делали крепости с башнями, на башнях
устанавливали дозорные вышки, но никогда не выделяли одну башню как символ
власти и дозора.
Замок английских
королей в Дувре
с квадратным в плане
донжоном посередине.
XIII—XV вв.
Это тоже знак устройства общества,
где все крепости государственные,
а не частные, где государь не имеет нужды
выделять свою власть, которая ощущается
во всем комплексе. Такую же систему
с равными друг другу по значению башнями мы видим в государствах и обществах
с централизованной системой: в королевских замках Иль-де-Франса (тут поначалу
выделяли донжон, но не очень выразительно) и Прованса, в замках рыцарских
орденов (ордена Меченосцев, Тевтонского,
Ливонского, где основой крепости был
не донжон, а блок монастыря-конвента),
а также в крепостях с постоянным
гарнизоном, содержавшимся на средства
короля или другого сюзерена.
Общий вид вежи-донжона
в Каменце (Белоруссия).
XIII в. Красноречивое
свидетельство перехода
донжона в древнерусскую
архитектуру
Это отсутствие донжонов у целых обществ и в целых регионах означает,
что донжон имел не столько военное (хотя
его отрицать полностью нельзя), сколько
символическое значение. Эта башня
собирала в себя всю мощь того или иного
феодала, она демонстрировала его силу
и возможность нападения на соседей
и защиты подданных. С другой стороны,
стремление донжона вверх (разве нельзя
было обойтись мощной невысокой
башней?), а также наличие на верху этих
средневековых небоскребов площадок
с зубцами, дозорных башенок на углах
(echauguettes) и особых венчающих
башенок (guettes), завершающих винтовые лестницы, ведущие на верх донжона,
все эти приспособления и сама вертикальность башни предназначены даже
не столько для обороны, сколько для наблюдения. Они нужны для обзора окрестностей, для своевременного оповещения
об опасности, для оценивающего и внимательного взгляда сверху. В результате
всех этих дополнений была создана башня-монстр, которая стала не только символом
власти, но являла собой созданную
архитектурными средствами метафору
наблюдения, метафору следящего взора.
План замка Шато-сюр-Эпт. XII в. К круглому
донжону уже примкнули
внешние стены,
образующие серию дворов
Этот двойной символ определил
последующие коннотации башенных
зданий. Если над городом стоит высокая
башня – значит, она властвует над городом, и оттуда стражники смотрят на его
крыши и на дым из труб (едва в трубы
не заглядывают). Если над Сиеной или
Флоренцией стоит ратуша с башней,
завершенной смотровой вышкой, –
значит, око Сеньории через дозорного
следит за порядком в городе и за дальними
подступами. Если над кварталом Мологи
или Венева стоит каланча – значит, оттуда
бдительный пожарный смотрит на необычный дым в слободе Коровники и вовремя
предотвратит пожар. В принципе, всякая
башня, включая сталинские высотки
Москвы или одинокую башню у вокзала
Монпарнас в Париже, смотрит за нами,
наблюдает за городом. Это ощущение –
наследие тех времен, когда донжон зримо
воплощал силу и одновременно следил
за миром вокруг. Эти башни подарили
средневековому человеку взгляд с птичьего полета, который позволил создать
некоторые картины с видами или миниатюры некоторых рукописных книг,
но главное, что они дали – образ башни
как метафору наблюдения.
<<вернуться
вверх
|
|
|