приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Дозор
Донжон
XI-MMIV - 15.07.2004

Замок в Бонагюй. Один из самых поздних примеров замков с донжоном – рубеж XV—XVI вв. Настоящий донжон – миндалевидный корпус, но неподалеку стоит еще и круглый донжон с функциями дозора

Чтобы понять роль и значение донжонов, нужно вообразить себе эпохи и области, где их нет. Античность не знала наблюдательных башен, хотя знала маяки, башни для передачи сигналов об опасности и сторожевые башни на берегу или в ущелье. Нет башен-сторожей и в Византии и византийском мире: здесь, как и в античности, видели дом вельможи с аркадами, открытыми в пейзаж, а не с башнями и бойницами. Только в поздневизантийское время, в XIII–XV веках, под влиянием Запада в Византии, Сербии и Болгарии появляются феодальные замки с пиргами, боевыми и жилыми башнями. Только в XIII веке появляются отдельные каменные «вежи» в западных областях Древней Руси – и тоже под влиянием Запада, в данном случае – Польши и Венгрии. Такие каменные башни известны на Волыни и в Каменце-Литовском, где они построены западнорусскими князьями, были деревянные башни-донжоны и у некоторых деревянных городков, в которых проживали мелкие князья или бояре (таков раскопанный моим отцом городок Воищина на Смоленщине). Но донжоны все же не прижились в древнерусских фортификациях. Здесь делали крепости с башнями, на башнях устанавливали дозорные вышки, но никогда не выделяли одну башню как символ власти и дозора.

Замок английских королей в Дувре с квадратным в плане донжоном посередине. XIII—XV вв.

Это тоже знак устройства общества, где все крепости государственные, а не частные, где государь не имеет нужды выделять свою власть, которая ощущается во всем комплексе. Такую же систему с равными друг другу по значению башнями мы видим в государствах и обществах с централизованной системой: в королевских замках Иль-де-Франса (тут поначалу выделяли донжон, но не очень выразительно) и Прованса, в замках рыцарских орденов (ордена Меченосцев, Тевтонского, Ливонского, где основой крепости был не донжон, а блок монастыря-конвента), а также в крепостях с постоянным гарнизоном, содержавшимся на средства короля или другого сюзерена.

Общий вид вежи-донжона в Каменце (Белоруссия). XIII в. Красноречивое свидетельство перехода донжона в древнерусскую архитектуру

Это отсутствие донжонов у целых обществ и в целых регионах означает, что донжон имел не столько военное (хотя его отрицать полностью нельзя), сколько символическое значение. Эта башня собирала в себя всю мощь того или иного феодала, она демонстрировала его силу и возможность нападения на соседей и защиты подданных. С другой стороны, стремление донжона вверх (разве нельзя было обойтись мощной невысокой башней?), а также наличие на верху этих средневековых небоскребов площадок с зубцами, дозорных башенок на углах (echauguettes) и особых венчающих башенок (guettes), завершающих винтовые лестницы, ведущие на верх донжона, все эти приспособления и сама вертикальность башни предназначены даже не столько для обороны, сколько для наблюдения. Они нужны для обзора окрестностей, для своевременного оповещения об опасности, для оценивающего и внимательного взгляда сверху. В результате всех этих дополнений была создана башня-монстр, которая стала не только символом власти, но являла собой созданную архитектурными средствами метафору наблюдения, метафору следящего взора.

План замка Шато-сюр-Эпт. XII в. К круглому донжону уже примкнули внешние стены, образующие серию дворов

Этот двойной символ определил последующие коннотации башенных зданий. Если над городом стоит высокая башня – значит, она властвует над городом, и оттуда стражники смотрят на его крыши и на дым из труб (едва в трубы не заглядывают). Если над Сиеной или Флоренцией стоит ратуша с башней, завершенной смотровой вышкой, – значит, око Сеньории через дозорного следит за порядком в городе и за дальними подступами. Если над кварталом Мологи или Венева стоит каланча – значит, оттуда бдительный пожарный смотрит на необычный дым в слободе Коровники и вовремя предотвратит пожар. В принципе, всякая башня, включая сталинские высотки Москвы или одинокую башню у вокзала Монпарнас в Париже, смотрит за нами, наблюдает за городом. Это ощущение – наследие тех времен, когда донжон зримо воплощал силу и одновременно следил за миром вокруг. Эти башни подарили средневековому человеку взгляд с птичьего полета, который позволил создать некоторые картины с видами или миниатюры некоторых рукописных книг, но главное, что они дали – образ башни как метафору наблюдения.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

15.07.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Про зрение

   

  Ответ / Глаз

   

15.07.2004 XI-MMIV
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Дозор
Донжон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Взор
Проект театра в Марселе

   

15.07.2004 XI-MMIV
Сергей Ходнев
Узор
Всевидящее Око

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна