|
|
Григорий Ревзин
Столп и утверждение мнимости
XVII-MMVI - 20.03.2006
Это такой мягкий
небоскреб, что никак не ухватишь. Главное впечатление, которое он оставляет
– ускользание. Он не имеет определенной формы.
Скругление наверху оказывается настолько плавным, что ты не можешь зрительно определить, где
оно, собственно, начинается. Издалека поэтому
здание кажется остроносым, а чем ближе к нему
подходишь, тем более пологим оно становится,
и непонятно, какое оно – вблизи похоже на пингвина, издалека – на сигару. Оно непонятно какого
размера, издалека кажется огромным, полностью подавляющим всю окружающую застройку,
вблизи, когда ты оказываешься с ним одни на один –
довольно-таки камерным, никак не оправдывающим
имя небоскреба. Размыт его контур – покрытый вращающимися стеклянными панелями, он зрительно
вибрирует, и там как будто не одна ограничивающая
здание линия, а множество, как в неаккуратном рисунке. Разумеется, не ясна и его фактура,
стеклянные панельки создают странный эффект
стеклянной шерсти. И, конечно, непонятен его
цвет – вместо определенного цвета нам предъявлены
пикселизованные рефлексы не вполне ясно чего.
Эта неопределенность, разумеется, не недостаток. Коль скоро именно это Нувель и задумал,
то перед нами прямо-таки блестящее воплощение
архитектурной неопределенности. Нувелю удалось
создать здание-призрак, здание-мираж, удивительный эффект виртуализации, когда что-то такое
определенно есть, но определить это невозможно.
Вопрос в том, почему он задумал именно это, что
стоит за этим замыслом.
Идея сделать здание «Аква Барселона»
в форме фонтана выглядит какой-то неприлично
наивной. Понятно, что великому Нувелю такое
можно, но если бы на подобный ход решился
Михаил Посохин, скажем, в здании Мосводоканала, это вызвало бы в Москве нездоровое
оживление. Однако же звезд не судят, посему следует попытаться отнестись к идее всерьез. Перед
нами не что иное, как возрождение идей «говорящей архитектуры» XVIII века Булле и Леду.
Это в принципе должно вызвать симпатию
любого человека, ориентированного на классическую традицию, однако мне бы хотелось обратить
внимание на некую парадоксальность этого материала. В равной степени Леду и Булле были интересны
как отцам-основателям авангарда в 20-е годы (когда
была написана первая монография о них Эмиля
Кауфманна), так и постмодернистам 80-х, когда их
оценили Чарльз Дженкс и Умберто Эко. Они как-то
всегда ко двору, но тогда, когда на дворе какое-то
нестроение – перелом, кризис, растерянность.
Парадокс еще заключается в том, что идея
необыкновенно обогатить смысл архитектуры путем
обучения ее идеографическому языку (рисованию
понятий) оборачивается обеднением ее смысла. Про
смысл Парфенона можно сказать очень много слов,
смысл дома-поленницы Леду сводится к одному
слову – «поленница». Классический ордерный язык
говорит многое – о традиции, в которую встроена
архитектура, о месте, в котором она располагается, о возможности встроить этот
дом и этих, живущих в нем людей в общий замысел гармонии или
невозможности это сделать, о самой мировой гармонии – ее существовании или принципиальном
отсутствии. Но он является не системой знаков,
а системой построения образа на пересечении истории и сегодняшнего дня, случайности данного дома
и закономерности метафизики горизонта.
Идеография говорящей архитектуры все это
зачеркивает. Если смысл дома сводится к тому,
чтобы обозначить факт проживания в нем лесника,
проще и правильнее прибегнуть к указательной
табличке. Вряд ли архитектор способен не ощутить
этого. Для того, чтобы пойти на столь радикальную редукцию архитектурного смысла, требуются
какие-то существенные обстоятельства. Мне
кажется, это свидетельствует об одном – что смысл
собственно ордерного языка утрачивается вообще.
Архитектор перестает понимать – зачем он нужен,
ордер; ему кажется, что здание уже ничего не говорит, и тогда находится чудесный выход – пусть
оно говорит словами, пусть будет словом, превращенным в дом. Иначе говоря – само обращение
к идее говорящей архитектуры у Булле и Леду
свидетельствует о кризисе ордерного мышления,
смысл ордера становится невнятным. Именно поэтому, собственно, и модернизм, и постмодернизм
числят «говорящую архитектуру» в ряду своих
предшественников, ведь и то и другое направление
определяется кризисом ордерного мышления.
В этой связи встает простой вопрос. Если
Нувель обращается к говорящей архитектуре
изнутри модернистской традиции, то не является ли это симптомом кризиса архитектуры уже
модернистской? Здесь есть некий парадокс, который требует разрешения. Логически – да, перед
нами кризис, модернистская архитектура исчерпывает свою собственную выразительность, ей нужны
слова, чтобы в ней был какой-нибудь смысл. Визуально – нет, это очень убедительное, качественное
здание, вид которого менее всего свидетельствует
о кризисе, и когда смотришь на него, менее всего
думаешь об этом любимом Нувелем фонтане.
Природа небоскреба – положительное утверждение. Равно как природа башни, колокольни,
колонны – любой воздвигнутой на земле вертикали. В христианской традиции это названо
и обдумано – вертикаль есть путь на небо, она возносит к миру горнему. Однако очевидно, это не
столько христианский, сколько общечеловеческий концепт, связанный с базовыми условиями
человеческой физики, противопоставлением низа и верха, наличием силы тяготения и
освобождающего от нее полета. Вертикаль есть утверждение
власти – духовной или светской, императора
или капитала Манхэттена – неважно. Любая из
этих властей утверждала в воздвижении вертикали – столба – основания своей легитимности, она
демонстрировала, что ведет на небо и уже довольно
заметно продвинулась.
Традиционный модернистский небоскреб утверждал власть технического прогресса
и именно поэтому очень мало нуждался в формотворческой работе архитектора. Прогресс был явлен
в строительстве небоскреба сам по себе, просто
количественными показателями – сколько этажей,
метров, стали, бетона удалось использовать в этой
постройке. Прогресс репрезентировался инженерной работой, а роль архитектора сводилась к тому,
чтобы ее подчеркнуть, а это очень близко к тому,
чтобы в ней раствориться. Однако небоскреб Нувеля
сделан принципиально по-иному. В нем собственно
архитектурная работа, художественный поиск
формы здания виден достаточно определенно.
Здесь необходимо напомнить о базовом
различии между архитектурой модернизма
и неомодернизма. Модернизм основан на идее
закономерности, логичности и умопостигаемости
мира. Неомодернизм придерживается прямо противоположных ценностей. Не предсказуемость,
но спонтанность, не закономерность – но случай,
не логика конструкции и функции, но свобода
артистического жеста. Здание должно быть подобным авангардной инсталляции – воплощать идею
случайности. Сюда, вероятно, стоит добавить
не вечность, но временность, принципиальную
мимолетность существования здания. Если все
оно создано из пластинок, которые должны поворачиваться на шарнирах в зависимости от силы
солнечного света, то ясно, что больше десяти лет это
работать не сможет.
Представим себе задачу – поставить столб,
который олицетворял бы идею случайности. Как
он должен выглядеть? Каким должен быть? Стоит
поставить вопрос таким образом, и замысел Нувеля
окажется куда как понятным. Нужно создать
здание, которое не было бы тождественно себе
самому. Которое бы постоянно изменялось, меняло
цвет, масштаб, абрис, которое скорее казалось бы,
чем было.
В путешествиях Гулливера есть известный
эпизод – академики Лапуты предлагают людям
не говорить словами, но носить с собой мешки,
в которых были бы вещи, о которых они хотят
сказать. Смысл этой замены слова на вещь заключается в том, что вещи не лгут, они не могут быть
ни правдой, ни неправдой, они просто есть. Архитектура – вне всякого сомнения вещь, она именно
просто есть. Идея говорящей архитектуры – стратегия, в точности противоположная идее лапутян, она
заключается в том, чтобы заменить вещь словом.
Обращение Нувеля к поэтике говорящей
архитектуры не свидетельствует о кризисе модернизма – оно свидетельствует о кризисе идеи
архитектуры внутри модернизма. Архитектура становится чем-то принципиально иным – временным,
непостоянным, никогда не равным самому себе. Она
становится чем-то похожим на слова.
Классике нечем отвечать на это. Классика
воздвигает столб как утверждение некой центральной истины. Центральной истиной нового мира
оказывается мнимость. Нувель воздвиг столп как
утверждение мнимости.
вверх
|
|
|