|
|
Конкистадоры Дворец Карла V в Гранаде II-MMI -
16.12.2001
Название Альгамбра соединяет в себе романтику с привкусом аттракциона из серии "чудеса света". Посетитель входит в Альгамбру подготовленным, он ждет плеска фонтанов, мелкой резьбы, благоухания садов в сменяющих один другой дворах и двориках. Он ждет мавританской сказки. Но, войдя в крепостные ворота, видит массивный квадратный каменный объем. Низенькие корпуса мавританского дворца XIII-XIV веков, примкнувшие к крепостным башням на обрыве, этим объемом отодвинуты и подавлены. Над всей восточной сказкой Альгамбры, над всей Гранадой возносится сильная и надменная постройка - дворец императора Карла V.
Гранадский эмират был последним островком мавританской культуры на Пиренейском полуострове. Он был завоеван Испанией в 1492 году. Одновременно с открытием Америки, с событием, обозначившим принципиально новый поворот в истории европейской колонизации. Но в самой Испании еще жила средневековая логика "реконкисты", именно ее завершение великие "католические короли" - Изабелла Кастильская и Фердинанд Арагонский -- считали главным делом своего правления. После продолжительной осады эмир покинул город, а они разместились в его резиденции. Подчеркивая значимость этой последней победы над маврами, они завещали похоронить себя в главном соборе завоеванной Гранады.
Великолепный по отделке, но камерный по масштабу дворцовый комплекс мавританской династии Насридов в Альгамбре показался завоевателям несоответствующим их величию. Поэтому в 1526 году в Альгамбре императором Священной Римской империи Карлом V (1515-1556) было начато строительство нового дворца.
Проектирование этого грандиозного сооружения, не столько примкнувшего к мавританским дворикам, сколько подавившего их, было поручено испанскому архитектору Педро Мачуке (Pedro Machuca), работавшему в Риме и даже считавшему себя учеником Микельанджело.
Вид круглого двора
На всех мавров Гранады распространялся особый налог на строительство этого дворца. Дворец возводился очень долго, после Педро Мачуки дело продолжил его брат Луис (до 1572 года), а затем - Хуан де Ареа (до 1635 года).
Композиция дворца является довольно свободным повторением круглого двора палаццо Фарнезе в Капрароле, сооруженного в 1550-е годы Виньолой, что касается стиля, то испанское прочтение темы оказалось куда более суровым. Историки архитектуры восхищаются дворцом Карла V -- это один из самых ранних примеров проникновения высокого Ренессанса за пределы Италии. Но зритель, настроенный на мавританскую негу и чудеса, просто шарахается от этого внушительного каменного массива, фасады которого перегружены сдвоенными полуколоннами, рустом, рельефами и наличниками окон. Более ясной выглядит архитектура двора: здесь четкий ритм колонн и относительная простота архитектуры снимают напряженность, присутствующую на фасадах. Но и двор не лишен холодности и надменности, столь присущей Карлу V и переданной в его портретах.
В Севилье или Мадриде дворец был бы просто ярким отражением эпохи Карла V и его сына Филиппа II, но в Гранаде он выглядит намеренной демонстрацией силы. Наверное, он так и был задуман: как указание на новый порядок, новую культуру. Эта архитектура не подлаживается к контексту, она мрачна и отстраненна, она вступает в очевидное противоречие с мавританским окружением Альгамбры. Это архитектурная декларация завоевателей, воплощенная в камне непримиримость и высокомерие.
Современная Испания в современной Европе -- страна, привлекающая неповторимой национальной культурой, которая столь же интересна, сколь и экзотична. В этом контексте трудно представить себе атмосферу Испании как центра Священной Римской Империи, страны, претендующей не на уникальность местного колорита, но на мировую гегемонию. Имперский размах, мощь, сила грандиозного государства -- все это оказывается фантомами, замыслами непонятных людей, навсегда оставивших землю, на которой они жили. От них остался лишь архитектурный след -- тяжелый каменный дворец, подавляющий чуждый ему покоренный город. Это - архитектурная композиция завоевания. Владимир Седов
вверх
|
|
|