приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Бывшее место человека. Григорий Ревзин
IV-MMII - 27.07.2002


Настенная роспись в доме архитектора Городецкого в Киеве

1.
Конечно, столь глубокого, даже глубочайшего проникновения в устройство природы, которое демонстрирует нам работа Николаса Гримшоу, архитектура еще не знала. Сады его напоминают и мушиный глаз, и стрекозиный, и пузыри на воде, и сморчки по весне, а как стеклышко блестит – словно реченька бежит.. Но все-таки, если честно, ведь это мало похоже на природу. Если идешь среди природы, то такую форму редко встретишь. Все, что видит глаз в природе,– деревья, траву, разных воробьев, лужайки, речки,– все это совсем не похоже на конструкции, которые возвел Гримшоу. Мух, конечно, полно, и сначала даже кажется, что все дело в излишнем увлечении, даже абсолютизации мушиного глаза. Прежде архитектура никогда не вдохновлялась такими небольшими явлениями. Архитектор, как представляется, недостаточно учел, что мухи – это такие существа, которым редко удается взглянуть в глаза. Большинству людей это зрелище совсем незнакомо, и поэтому, увидев такие большие мушиные глаза, к тому же надерганные, надо полагать, от разных мух и свободно скомпонованные, многие могут никакого единения с природой не почувствовать. Но, внимательнее анализируя ситуацию, в какой-то момент приходишь к выводу, что неудача Гримшоу подготовлена всем предшествующим развитием зодчества. Подражание природе – это принцип архитектуры начиная с античности, а если верить теоретикам архитектуры, то даже раньше, с первобытного шалаша. Колонны греков и римлян изображали деревья, готический храм изображал лес, потом весь классицизм опять деревья – и все не то.. Даже удивительно, какие тут натяжки, ни с чем не сообразные обобщения, что, например, коринфская капитель – это корзина с аканфом, насколько все это условно. В сущности, если честно посмотреть, это одно из самых безнадежных занятий человечества – подражание природе в архитектуре. Три тысячи лет подражания – и ни малейшего сходства.. Некоторые говорят, что дело в неправильном понимании принципа подражания природе. Подражают не конкретным формам природы, но тому, как природа действует, различают, как различали схоласты, природу сотворенную (natura naturata) и природу творящую (natura naturans) и подражают именно этой последней. Это обнадеживает, но сохраняется элемент тревожности. Предположим, вам нравится какой-то человек, вы ему подражаете, а в результате у вас получается что-то совсем не похожее на то, что получается у него. В принципе это свидетельствует, что процесс подражания не задался. С подражанием природе творящей происходит как раз это: все делаем, как она, в результате – ничего общего. Заметим, что качество архитектуры совершенно не зависит от того, насколько удачно или неудачно она подражает природе, что уж совсем странно. Казалось бы, если подражание природе является главным стремлением архитектуры, то именно в соответствии с этим стремлением и должно быть оценено ее качество. Все коринфские капители изображают собой корзину с аканфом, а та, которая достигла в этом несложном деле наибольших успехов, и есть самая лучшая коринфская капитель. Не тут-то было. Возникает ощущение, что, подражая природе, архитектура на самом деле подражает чему-то другому, а это другое в силу каких-то причин желает называться не самим собой, а природой.

 далее>>

вверх

 Ответ

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Бывшее место человека.

   

  Ответ / Случайные связи

   

27.07.2002 IV-MMII
Евгения Микулина
Нарыв. Грот Ренессанса

   

27.07.2002 IV-MMII
Сергей Ходнев 
Взрыв. «Фонтан Четырех Рек» на площади Навона в Риме

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Разрыв. Колоннада Аполлона в Павловске

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин 
Обрыв. Дворец и Большой хаос в Алупке

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Срыв. Дом Городецкого в Киеве

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Прорыв. Дом Фрея II

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна