|
|
Ответ: Бывшее место человека. Григорий Ревзин
IV-MMII - 27.07.2002
Настенная роспись
в доме архитектора
Городецкого в Киеве
1.
Конечно, столь глубокого, даже глубочайшего
проникновения в устройство природы, которое демонстрирует нам работа Николаса Гримшоу,
архитектура
еще не знала. Сады его напоминают и мушиный глаз,
и стрекозиный, и пузыри на воде, и сморчки по весне,
а как стеклышко блестит – словно реченька бежит..
Но все-таки, если честно, ведь это мало похоже
на природу. Если идешь среди природы, то такую
форму редко встретишь. Все, что видит глаз в
природе,– деревья, траву, разных воробьев, лужайки,
речки,– все это совсем не похоже на конструкции,
которые возвел Гримшоу.
Мух, конечно, полно, и сначала даже кажется,
что все дело в излишнем увлечении, даже абсолютизации мушиного глаза.
Прежде архитектура никогда
не вдохновлялась такими небольшими явлениями.
Архитектор, как представляется, недостаточно учел,
что мухи – это такие существа, которым редко удается
взглянуть в глаза. Большинству людей это зрелище
совсем незнакомо, и поэтому, увидев такие большие
мушиные глаза, к тому же надерганные, надо
полагать, от разных мух и свободно скомпонованные,
многие могут никакого единения с природой не
почувствовать.
Но, внимательнее анализируя ситуацию,
в какой-то момент приходишь к выводу, что неудача
Гримшоу подготовлена всем предшествующим
развитием зодчества. Подражание природе – это
принцип архитектуры начиная с античности, а если
верить теоретикам архитектуры, то даже раньше,
с первобытного шалаша. Колонны греков и римлян
изображали деревья, готический храм изображал лес,
потом весь классицизм опять деревья – и все не то..
Даже удивительно, какие тут натяжки, ни с чем не
сообразные обобщения, что, например, коринфская
капитель – это корзина с аканфом, насколько все
это условно. В сущности, если честно посмотреть,
это
одно из самых безнадежных занятий человечества –
подражание природе в архитектуре. Три тысячи лет
подражания – и ни малейшего сходства..
Некоторые говорят, что дело в неправильном
понимании принципа подражания природе. Подражают не конкретным формам природы,
но тому, как
природа действует, различают, как различали
схоласты, природу сотворенную (natura naturata)
и природу творящую (natura naturans) и подражают
именно этой последней. Это обнадеживает, но
сохраняется элемент тревожности. Предположим,
вам нравится какой-то человек, вы ему подражаете,
а в результате у вас получается что-то совсем не
похожее на то, что получается у него. В принципе это
свидетельствует, что процесс подражания не задался.
С подражанием природе творящей происходит как
раз это: все делаем, как она, в результате – ничего
общего.
Заметим, что качество архитектуры совершенно
не зависит от того, насколько удачно или неудачно
она подражает природе, что уж совсем странно.
Казалось бы, если подражание природе является
главным стремлением архитектуры, то именно
в соответствии с этим стремлением и должно быть
оценено ее качество. Все коринфские капители изображают собой корзину с аканфом,
а та, которая
достигла в этом несложном деле наибольших успехов,
и есть самая лучшая коринфская капитель. Не тут-то
было. Возникает ощущение, что, подражая природе,
архитектура на самом деле подражает чему-то
другому, а это другое в силу каких-то причин желает
называться не самим собой, а природой.
далее>>
вверх
|
|
|