приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Прорыв 
Дом Фрея II 
IV-MMII - 27.07.2002

Общий вид дома со стороны террасы.
Хрупкое на вид сооружение окружено калифорнийскими скалами

Как жилой дом сливается с природой в наших мечтах? В его окна смотрят сосны (или липы), а может быть, его каменные (или кирпичные) стены обвивает плющ. Ну, быть может, пруд где-то рядом с верандой, или во дворике пихта растет.

План

Но уж никак не над родным болотом должно стоять наше убежище от суеты, и совсем уж нельзя представить того, чтобы сбоку в нашу избу заглядывал бурый бок глинистого холма Клинско-Дмитровской гряды.

В модернистский дом архитектора Альберта Фрея в Калифорнии вторглась скала. Или он сам пригласил ее в гости?

А тут на склоне коричневых бесплодных скал с редкими кустиками травы между отдельными глыбами поставлен некий объем с металлической кровлей, скат которой повторяет линию наклона скал. Окон в доме нет, потому что все стены стеклянные, опор тоже почти не видно, потому что они из металла и довольно тонкие. Такой вот модернистский экзерсис на тему одновременной слитности с пейзажем и открытости в него. Дом построен американским архитектором Альбертом Фреем (Albert Frey)для себя, это его второй собственный дом и, видимо, более любимый. Если так, то стоит присмотреться к нему повнимательней. И тогда сразу же станет ясно, что главное в доме – не элегические виды на находящийся в долине город Палм-Спрингс, ставший для Фрея второй родиной.

Вид дома со стороны города Палм-Спрингс.
Внизу расположена крытая стоянка для машин, над ней, на террасе,– бассейн

В едином пространстве прозрачного дома, зонирование которого осуществлено с помощью расстановки мебели и легких перепадов уровней пола, присутствует и господствует скала. Здоровенный шмат калифорнийской скалы будто въехал в дом, навис над кроватью одинокого архитектора и притулился к его обеденному столу. Стеклянные окна-стены аккуратно примкнули к бокам этого чудища, но его грубая природа никак не сгладилась, оно существует само по себе и внутри, и снаружи. Оно прорвалось в дом, и не слишком понятно: по своей ли воле или по желанию чудаковатого зодчего, решившего его приютить.

Гостиная.
Скала служит своеобразной ширмой и с этой стороны кажется прирученной

Альберт Фрей построил свой Дом II в 1963 году над Палм-Спрингс в Калифорнии, куда он приехал еще в 1934-м. До этого была родная горная Швейцария, где он родился в 1903-м, и откуда он попал в ученики к великому швейцарцу – Ле Корбюзье. В команде Корбюзье Фрей участвовал в проектировании и постройке таких знаменитых зданий нового стиля, как вилла Савой под Парижем и Центросоюз в Москве. Затем что-то (не преследования нацистов, как было с немецкими архитекторами) бросило его в провинциальную, но быстро богатеющую Калифорнию, где архитектор стал пионером модернизма. Первый дом для себя Фрей выстроил в 1940 году, а спустя двадцать лет он перебрался в новый. В этом «доме старика» все устроено для размеренной и спокойной жизни: крытая стоянка для машины, бассейн над ней, светлое жилое пространство, изолированная комната для гостей и виды в разные стороны. Архитектура дома при этом подчеркнуто модернистская, даже почти минималистская.

Перетекание пространства от спальни к гостиной

Узенькие стоечки, такие же балочки, рифленый металл на крыше, детали скреплены между собой клеем. И тут эта скала... Можно указать на множество примеров соседства жилища и камня: замки вырастают из скал, пещерные города углубляются в них, а храмы Каппадокии гнездятся в конусовидных вулканических скалах, как ласточки. Но это примеры если не органического, то хотя бы непротиворечивого соседства. А в случае с домом Фрея мы видим намеренную покорность зодчего перед гостем, артистически обыгранную ситуацию вторжения, прорыва, почти оккупации. Недаром дом сразу после постройки стал не только примером удачной архитектуры, но и важнейшим культурным аттракционом: на склоне живет архитектор-отшельник, в дом к которому трудно попасть, а в доме у него скала. Он работает и спит рядом с ней. Мне самому трудно понять, что привело Фрея к этому решению: искреннее желание пригласить к себе калифорнийскую скалу или модернистская игра в новое. Но получилось нечто знаменательное: вместо домашнего животного и вместе с видами окрестных долин человек ввел в свое жилище неживую Природу. Он как бы разрешил этот прорыв скал и гор Калифорнии в дом иммигранта и художника. 


Владимир Седов

вверх

 Ответ

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Бывшее место человека.

   

  Ответ / Случайные связи

   

27.07.2002 IV-MMII
Евгения Микулина
Нарыв. Грот Ренессанса

   

27.07.2002 IV-MMII
Сергей Ходнев 
Взрыв. «Фонтан Четырех Рек» на площади Навона в Риме

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Разрыв. Колоннада Аполлона в Павловске

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин 
Обрыв. Дворец и Большой хаос в Алупке

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Срыв. Дом Городецкого в Киеве

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Прорыв. Дом Фрея II

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна