приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Оксана Рудченко
Эйфория короля.
Сен-Шапель
VII-MMIII - 19.06.2003

Сен-Шапель, интерьер верхней капеллы. Вместо стен здесь легкие пилоны и 600 м2. витражей, на которых изображены около тысячи сюжетов из Священной истории. Две трети витражей сохранились со Средних веков, остальные – результат тщательной реставрации середины XIX века

Из великих готических построек эта самая маленькая, из дошедших до нас чудес готики это – самое чудесное. Эпоха, выразившая себя в огромных городских соборах, создала и эту приватную часовню, у которой даже нет привычного «имени», просто La Sainte Chapelle, то есть Святая Капелла. Но этим как бы подчеркнута ее уникальность – и в истории людей, и в истории стиля эта небольшая постройка занимает совершенно особенное место. Это чувствует каждый, кто хоть раз побывал в ней, и тот, кто, побывав, приходит еще и еще раз, чтобы испытать, вот уж действительно, неземное переживание – что ты уже в Раю, тело твое лишено тяжести, в глазах слезы восторга и благодарности, и больше ничего не надо.

Продольный разрез по Деклу (Decloux, «La Sainte-Chapelle», 1865). Трехнефное пространство в нижнем уровне и однонефное в верхнем. Высота сводов нижней капеллы – 6.60 м, верхней – 20.50 м. Шпиль высотой 33 м на каркасе из кедра сделан в XIX веке, но в точности повторяет форму XV века

Туда нужно ходить в солнечный день. Сначала попадаешь в нижнюю часовню, там невысокие темно-синие своды на витых колонках, с золочеными нервюрами, лилиями, ощущение мистическое, но скорее как в крипте – своего рода антитеза тому, что ждет наверху. Наверху же, кажется, уже нет ни сводов, ни стен, ни опор, а только потоки цветного сияния, которое здесь не только видишь, но и вдыхаешь, впитываешь всеми органами чувств. Действительно, стены здесь практически отсутствуют (кроме западной стены, лишь четырнадцать тонких пилонов), вместо них огромные витражи, и такого головокружительно воздушного, пронизанного светом интерьера нет больше нигде. Но не прозрачность главное достоинство этих витражей – в отличие от простого стекла, их полыхание, сравнимое с драгоценными камнями, исходящие от них цветные лучи не распахивают пространство изнутри наружу, а наоборот, делают его проницаемым извне. Ты так легко веришь в то, что все это божественное великолепие начинается сразу за тонкой границей стекла, что даже птица, пролетающая снаружи Сен-Шапель, для тебя совершенно естественно перелетает с дерева на дерево в эдемском саду, и интенсивность переживания этой райской реальности так велика, что заставить себя выйти из этого помещения получается не сразу.

Внешний вид Сен-Шапель, фото середины XIX века. Даже если бы никто не знал про ее интерьер, эта постройка уже могла бы считаться шедевром готики

Поразительно, что художественная система, родившаяся восемь с половиной веков назад, продолжает производить столь сильный эффект. Но ее программа была выстроена действительно гениально – ясно и безошибочно результативно. Цель готики – изобразить неизобразимое, то, что можно увидеть лишь «внутренним оком». Царствие Божие, Небесный Иерусалим. И по сей день едва ли не самое сильное преимущество католичества, к которому оно пришло тогда, – обещание утешения и воздаяния в свое время, но и вознаграждение еще при жизни – Рай здесь и сейчас. Готический метод приближения человека к Богу – de visibilibus ad invisibilia, («от видимого к невидимому»), восхождение от материального к нематериальному, от чувственных форм к божественной красоте, то есть когда каждый реальный объект уже не вполне реален, оказывается наделен некими иными качествами, так он символизирует, отсылает к объекту сверхчувственному, ирреальному. Средство для изменения привычных качеств вещей готика нашла невероятно действенное – естественный свет, и сумела искусно воспользоваться всеми его возможностями.

Собственно, когда мы говорим «готика нашла» – уникальный случай для Средних веков – мы можем назвать конкретное имя – аббат Сугерий, инициатор перестройки в 40-е годы XII века древней усыпальницы французских королей, базилики Сен-Дени, в первую в истории готическую (как этот стиль назовут много позже) постройку. Новой «французской манере» изначально был дан личностный и очень четко сформулированный импульс. На протяжении последующих как минимум трехсот лет, когда готика станет великим взлетом европейского искусства, архитектура будет основываться на положениях, выработанных Сугерием. Его же вдохновителем был Сен-Дени, святой Дионисий (святой, мученик III в. н. э), его тогда отождествляли с Дионисием Ареопагитом (святой I в.н э), предполагаемым автором трактатов, составивших «Corpus Areopagiticorum» (в частности, «О небесной иерархии», «О церковной иерархии» и «О божественных именах»). Центральная идея Ареопагита, унаследованная от неоплатоников – Бог есть абсолютная Истина, Благо и Красота, и всё на земле, в чем хоть как-то присутствуют эти начала (а присутствуют они буквально везде, абсолютного зла нету), причастно Божеству. Но, конечно, в разной степени: здесь возникает аналогия со светом. Бог, абсолютный свет, присутствует в каждом создании в зависимости от того, какой отражательной способностью это создание обладает. Каждое существо может явить скрытый свет, что таит в себе, тому, кто смотрит с любовью. «Свет материальный, или природой в пространстве небес расположенный, или на земле человеческим искусством достигнутый есть образ света умопостигаемого, и свыше всего – самого Света Истинного» (Сугерий). Поэтому освещенность интерьера, становится важной, как никогда, в интерьере света (и искусственного, и, главное, естественного, как более сильного) должно быть как можно больше. Для архитектуры это означало – минимум массы, максимум пространства (каркас), минимум стен, максимум света (витражи), в декоре много того, что блестит (золото, хрусталь, эмали, драгоценные камни). Все должно и буквально, и символически, разницы уже нет, «...освещать умы, чтобы они могли продвигаться средь истинных светов к Истинному свету, в который истинный вход есть Христос» (Сугерий).

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Нищета запредельного

   

  Ответ / Мир иной

   

19.06.2003 VII-MMIII
Оксана Рудченко
Эйфория короля. Сен-Шапель

   

19.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Экстаз иезуита.
Theatrum Sacrum
Джузеппе Бибиена

   

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Сон коллекционера.
Дом Джона Соана

   

19.06.2003 VII-MMIII
Владимир Седов
Кошмар шута.
Ледяной дом

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна