|
|
Ответ: Оксана Рудченко
Эйфория короля.
Сен-Шапель
VII-MMIII - 19.06.2003
Сен-Шапель, интерьер верхней капеллы. Вместо
стен здесь легкие пилоны и 600 м2. витражей, на
которых изображены около тысячи сюжетов из Священной истории.
Две трети витражей сохранились со Средних веков, остальные –
результат тщательной реставрации середины XIX века
Из великих готических построек эта самая маленькая, из дошедших до нас чудес
готики это – самое чудесное. Эпоха, выразившая себя в огромных городских
соборах, создала и эту приватную часовню, у которой даже нет привычного «имени»,
просто La Sainte Chapelle, то есть Святая Капелла. Но этим как бы подчеркнута ее
уникальность – и в истории людей, и в истории стиля эта небольшая постройка
занимает совершенно особенное место. Это чувствует каждый, кто хоть раз
побывал в ней, и тот, кто, побывав, приходит еще и еще раз, чтобы испытать,
вот уж действительно, неземное переживание – что ты уже в Раю, тело твое лишено
тяжести, в глазах слезы восторга и благодарности, и больше ничего не надо.
Продольный разрез по Деклу (Decloux, «La Sainte-Chapelle»,
1865). Трехнефное пространство в нижнем уровне и однонефное в
верхнем. Высота сводов нижней капеллы – 6.60 м,
верхней – 20.50 м. Шпиль высотой 33 м на каркасе
из кедра сделан в XIX веке, но в точности повторяет форму XV века
Туда нужно ходить в солнечный день. Сначала попадаешь в нижнюю
часовню, там невысокие темно-синие своды на витых колонках, с золочеными
нервюрами, лилиями, ощущение мистическое, но скорее как в крипте –
своего рода антитеза тому, что ждет наверху. Наверху же, кажется, уже нет ни
сводов, ни стен, ни опор, а только потоки цветного сияния, которое здесь не только
видишь, но и вдыхаешь, впитываешь всеми органами чувств. Действительно,
стены здесь практически отсутствуют (кроме западной стены, лишь четырнадцать тонких пилонов), вместо них
огромные витражи, и такого головокружительно воздушного, пронизанного светом
интерьера нет больше нигде. Но не прозрачность главное достоинство этих
витражей – в отличие от простого стекла, их полыхание, сравнимое с драгоценными
камнями, исходящие от них цветные лучи не распахивают пространство изнутри
наружу, а наоборот, делают его проницаемым извне. Ты так легко веришь в то, что
все это божественное великолепие начинается сразу за тонкой границей
стекла, что даже птица, пролетающая снаружи Сен-Шапель, для тебя совершенно естественно перелетает с дерева на
дерево в эдемском саду, и интенсивность переживания этой райской реальности так
велика, что заставить себя выйти из этого помещения получается не сразу.
Внешний вид Сен-Шапель, фото середины XIX века.
Даже если бы никто не знал про ее интерьер, эта
постройка уже могла бы считаться шедевром готики
Поразительно, что художественная система, родившаяся восемь с половиной
веков назад, продолжает производить столь сильный эффект. Но ее программа
была выстроена действительно гениально – ясно и безошибочно результативно.
Цель готики – изобразить неизобразимое, то, что можно увидеть лишь «внутренним
оком». Царствие Божие, Небесный Иерусалим. И по сей день едва ли не самое
сильное преимущество католичества, к которому оно пришло тогда, – обещание
утешения и воздаяния в свое время, но и вознаграждение еще при жизни – Рай
здесь и сейчас. Готический метод приближения человека к Богу – de visibilibus ad
invisibilia, («от видимого к невидимому»), восхождение от материального к
нематериальному, от чувственных форм к божественной красоте, то есть когда
каждый реальный объект уже не вполне реален, оказывается наделен некими
иными качествами, так он символизирует, отсылает к объекту
сверхчувственному, ирреальному. Средство для изменения привычных
качеств вещей готика нашла невероятно действенное – естественный свет, и
сумела искусно воспользоваться всеми его возможностями.
Собственно, когда мы говорим «готика нашла» – уникальный случай для Средних
веков – мы можем назвать конкретное имя – аббат Сугерий, инициатор перестройки в 40-е
годы XII века древней усыпальницы французских королей, базилики Сен-Дени, в
первую в истории готическую (как этот стиль
назовут много позже) постройку. Новой «французской манере» изначально был дан
личностный и очень четко сформулированный
импульс. На протяжении последующих как минимум трехсот лет, когда готика станет
великим взлетом европейского искусства, архитектура будет основываться на
положениях, выработанных Сугерием. Его же вдохновителем был Сен-Дени, святой
Дионисий (святой, мученик III в. н. э), его тогда отождествляли с Дионисием
Ареопагитом (святой I в.н э), предполагаемым
автором трактатов, составивших «Corpus Areopagiticorum» (в частности, «О небесной
иерархии», «О церковной иерархии» и «О божественных именах»).
Центральная идея Ареопагита, унаследованная
от неоплатоников – Бог есть абсолютная Истина, Благо и Красота, и всё на земле, в чем
хоть как-то присутствуют эти начала (а присутствуют они буквально везде,
абсолютного зла нету), причастно Божеству. Но, конечно, в разной степени: здесь возникает
аналогия со светом. Бог, абсолютный свет, присутствует в каждом создании в зависимости
от того, какой отражательной способностью это
создание обладает. Каждое существо может явить скрытый свет, что таит в себе, тому, кто
смотрит с любовью. «Свет материальный, или природой в
пространстве небес расположенный, или на земле человеческим искусством достигнутый
есть образ света умопостигаемого, и свыше всего – самого Света Истинного» (Сугерий).
Поэтому освещенность интерьера, становится
важной, как никогда, в интерьере света (и искусственного, и, главное, естественного, как
более сильного) должно быть как можно больше. Для архитектуры это означало –
минимум массы, максимум пространства (каркас), минимум стен, максимум света
(витражи), в декоре много того, что блестит (золото, хрусталь, эмали, драгоценные камни).
Все должно и буквально, и символически, разницы уже нет, «...освещать умы, чтобы они
могли продвигаться средь истинных светов к
Истинному свету, в который истинный вход есть Христос» (Сугерий).
далее>>
вверх
|
|
|