приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Сергей Ходнев
Экстаз иезуита.
Theatrum Sacrum
Джузеппе Бибиена
VII-MMIII - 19.06.2003

 

Традиционные моменты евангельского рассказа (отречение Петра, ночной допрос у Анны и отсылка к Каиафе) обретают в этой сакральной декорации работы Джузеппе Бибиена неожиданно подавляющее своей масштабностью архитектурное обрамление

Больше всего это похоже на кошмар. Кошмар безобидный, не из тех, которые вызывают холодный пот и сердцебиение, а такой, который просто наваливается без особых страшилок на спящий мозг и изнуряет его до головной боли. Вот мило заштрихованная арка, ничего не предвещающая, а за ней вдруг – по крайней мере, на относительно спокойной плоскости не очень большого бумажного листа это именно «вдруг» – распахивается чудовищный атриум. Чудовищный, во-первых, по своим масштабам: бесчисленные люди, мельтешащие у подножия колонн и на маршах парадной лестницы, в антураже этих титанических палат смотрятся насекомыми из не особо крупных. Во-вторых, иначе как чудовищной не назовешь мелочную и кропотливую сделанность всего этого величия. Я говорю не о точности гравировки деталей, а о композиции: атриум так лихо развернулся по отношению к зрителю, что зритель, вместо того чтобы спокойно пронзить взглядом открывающуюся перспективу, буквально тонет в его пространстве. И взгляд мучительно и покорно следует по переходам и портикам, ведя счет балясинам и колоннам, пока не затеряется, сбившись окончательно, так и не дойдя до крайних пределов фантастического дворца, но при этом отметив, что эта точка абсолютной потерянности ему мягко подсказана самой композицией – и точка эта, вот сюрприз, отнюдь не является визуальной точкой схода перспективных лучей. Потому что точка схода находится непонятно где. Не на листе уж во всяком случае.

Архитектурные мотивы гораздо проще виртуализовать, если представить их повторяющимися до бесконечности. Именно поэтому Бибиена (в частности Алессандро, автор этого эскиза) так любили умножать повторяющиеся элементы – например, сдвоенные и даже учетверенные колонны

И тут этому взгляду со стыдом приходится признать, что он обманулся просто по-детски, что, вперившись в бумажную плоскость, он был так увлечен этим сочетанием гравированных штрихов, что забыл о том, что перед ним лишь графика, что эти внушающие трепет колоннады именно такого размера, какой очерчен физическими линиями рисунка – не больше ладони, ибо эти колоннады вообще не существуют ни в какой точке трехмерного пространства, только на этой самой картинке. Забывшись, он шарил по волютам, капителям, карнизам и балюстрадам с таким сладело-сдавленным чувством восторга, с каким можно всматриваться лишь в резной камень всамделишных фасадов, и в том же забвении он понуждал язык цокать от великолепной перспективы, как будто она – порождение световоздушной среды, а не типографской краски. Стыда не оберешься, одним словом, и особенно стыдно, что только после долгих визуальных скитаний примечаешь среди миниатюрной толпы связанную фигурку в ореоле – и понимаешь, что это Муж Скорбей и что та драма, которую разыгрывает эта нарисованная людская орда в интерьере, который даже для этой орды великоват, – это драма Страстей Христовых. И действительно, сверху есть надпись по-латыни – это цитата: «Анна послал Его связанным к первосвященнику Каиафе» (Ин. 18, 24).

Конечно, это не иллюстрация. Именно ТАК изображать жилище иерусалимского первосвященника без особой к этому «так» надобности, просто из желания показать, что Спасителя потащили с допроса на допрос, можно только в состоянии измененного сознания (даже если отставить в сторону масштабы здания: событие-то происходило ночью, а тут белый день). Джузеппе Бибиена (1695–1757), один из центральных персонажей в ряду архитекторов-сценографов из династии Галли Бибиена, действовал при создании данного объекта в абсолютно трезвом состоянии духа. Иначе и быть не могло: во-первых, потому что создание такого кунштюка требовало не полета фантазии, а «послушной сухой беглости» математического ума. А во-вторых – потому что это не просто поделка без повода, а заказ государя Священной Римской империи. Именно для дворцовой капеллы венского Хофбурга был создан, наряду с прочими, этот датированный 1735 годом theatrum sacrum, «священный театр» – грандиозная панорама-декорация, призванная служить фоном для особых богослужений в честь Тела Христова. В сущности, эти «театры» и были главным вкладом Бибиена в религиозную жизнь венского двора (еще он делал великолепные катафалки в честь особ царствующего дома, но соответствующие печальные события, в отличие от упомянутых богослужений, происходили отнюдь не регулярно), параллельным множеству декораций, которые он создавал для придворных опер как Вены, так и княжеских столиц Германии. Собрав все лучшее из своего сценографического репертуара, как светского, так и духовного, он опубликовал сделанные с эскизов гравюры в книге «Architetture e prоspettive», вышедшей с посвящением императору Карлу VI в 1740 г. Именно из этой книги, долго служившей всей позднебарочной Европе образцом того, как надо обращаться с перспективой и делать декорации, взят настоящий лист.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Нищета запредельного

   

  Ответ / Мир иной

   

19.06.2003 VII-MMIII
Оксана Рудченко
Эйфория короля. Сен-Шапель

   

19.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Экстаз иезуита.
Theatrum Sacrum
Джузеппе Бибиена

   

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Сон коллекционера.
Дом Джона Соана

   

19.06.2003 VII-MMIII
Владимир Седов
Кошмар шута.
Ледяной дом

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна