приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Григорий Ревзин
Про зрение
XI-MMIV - 15.07.2004

 

Рене Магритт
«Кривое зеркало». 1928

Сюрреализм был первым из течений авангарда, обращенным не в будущее, но в прошлое – к мифам, образам, изобразительному языку предшествующей традиции. Настолько, насколько глаз Калатравы соотносится с поэтикой сюрреализма, он соотносится и с этой традицией. Даже иконографически глаз Планетария входит не только в группу сюрреалистических глаз – знаменитого рисунка Рене Магритта, знаменитого кадра из «Андалузского пса» Луиса Бунюэля, где глаз разрезают бритвой, знаменитого же фрагмента из «Великого Гэтсби» Фрэнсиса Скотта Фитцджеральда, где герой натыкается на гигантский стеклянный глаз в пустыне. Это лишь последние по времени репрезентации Ока, и за ними открывается бесконечная ретроспектива – от иллюстрации Одилона Редона к стихотворению Эдгара По до египетского иероглифа, изображающего глаз с крыльями.

Логика иконографического анализа требует бесконечных описаний всех этих глаз для установления того факта, что все они репрезентируют божественное сверхзрение. Однако такое переглядывание не кажется мне продуктивным, поскольку речь здесь не идет о собственно архитектурном смысле. Архитектурно же мы здесь сталкиваемся с ситуацией, когда здание и человек как бы меняются местами – не вы смотрите на здание, но оно смотрит на вас. До известной степени именно эта перестановка ролей и оказывается основой того сюрреалистического эффекта, который создается у Калатравы – не вы воспринимаете реальность, но, напротив, она воспринимает вас, вы становитесь объектом, а реальность – субъектом.

Знак Всевидящего Ока на фронтоне классицистического храма, в алтаре или в куполе – это довольно маргинальное явление и вряд ли именно оно должно рассматриваться в качестве наиболее адекватного ответа на вызов Калатравы. С другой стороны, существует масса классических композиций, выстроенных таким образом, что, приближаясь к ним, ты постоянно ощущаешь себя рассматриваемым. В некоторых случаях, скажем, в классицистических перспективах Петербурга или в барочных дворцово-парковых резиденциях, это ощущение многократно описано разнообразными свидетелями от иностранных послов при дворах до романтических петербургских неврастеников. В некоторых, напротив, можно полагаться только на собственное переживание. Но такие переживания очень трудно переводятся в состояние закономерности, закона классической композиции, который мог бы быть противопоставлен тому глазу, который так напрямую, так буквально предъявляет нам Калатрава.

И тем не менее я позволю себе одну аналогию, которая до определенной степени позволяет говорить о этом эффекте «быть рассматриваемым» как о законе классической композиции. Я имею в виду прямую перспективу. При всем многообразии указаний на «протоперспективы» до Ренессанса – античные перспективы, перспективы средневековых мастеров, перспективы Джотто – все равно невозможно отвернуться от того качественного изменения, которое происходит с перспективным построением в раннем Ренессансе. То, что было интуитивным, стало осознанным, то, что было случайностью, стало законом. Поэтому обратимся именно к моменту изобретения перспективы, а именно к Филиппо Брунеллески.

Одилон Редон
«Глаз, подобно странному шару, поднимается в бесконечность». 1882

Брунеллески иллюстрировал свое изобретение известной игрушкой, описанной Альберти. Против собора Санта-Мария дель Фьоре он поставил изображение этого собора, в изображении просверлил дырку в точке схода параллельных линий. Изображение стояло спиной к зрителю, смотрящему на собор, а напротив изображения он поставил зеркало. Заглянув в просверленную дырку, каждый мог увидеть отражение картины со своим собственным глазом в точке схода, и сравнить его с реальностью, которая открывалась его взору. Эта история описывается в каждом учебнике по перспективе, и все мы ее прекрасно знаем.

Тут надо вспомнить тот общеизвестный факт, что абстракция прямой перспективы прямо противоречит реальности восприятия. Идея о том, что параллельные линии сходятся, выглядит крайне экзотичной, потому что параллельные линии бессознательно отождествляются с лучами зрения. А поскольку угол зрения расширяется, то кажется естественным, что все линии, идущие из глаза вдаль, не сходятся, а, наоборот, расходятся. Собственно в перспективной игрушке Брунеллески изобразил именно ситуацию «расширяющегося» угла зрения при условии, что глаз находится там, внутри картины. Он буквально засунул туда этот глаз с помощью зеркала, и у этого – зазеркального – глаза все в порядке, у него все параллельные лучи расходятся чем дальше, тем больше. А у нас, стоящих с этой стороны зеркала, все оказывается наоборот, и параллельные сходятся.

Но из этого следует, что любая перспективная картина имеет «глаз» в точке схода. Меня всегда волновал вопрос – чей это, собственно, глаз?

Эрвин Панофский в своей классической работе «Перспектива как символическая форма» показал, что взгляд прямой перспективы не является «естественным», но возникает как условность новоевропейского зрения. Само превращение пространства в прямую перспективу, по Панофскому, есть утверждение двух принципов, во-первых, тотальной «рациональности» пространства, развивающегося по осям Х/Y/Z, во-вторых, тотальной индивидуализации зрения, когда любой взгляд на мир, развивающийся из вот этого, твоего глаза, оказывается математически оправданным и рациональным. То, что зритель у Брунеллески видел в зеркале свой собственный глаз, являлось для Панофского доказательством именно этого индивидуализма. В этом есть свой резон, но на ситуацию можно взглянуть и прямо противоположным образом. Два глаза – ваш, и тот, что в зеркале видят совсем по-разному: один в прямой, а второй – в обратной перспективе. Это два глаза с принципиально по-разному устроенными типами зрения, причем ваш видит «противоестественно», а тот, который в зеркале, – естественно.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

15.07.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Про зрение

   

  Ответ / Глаз

   

15.07.2004 XI-MMIV
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Дозор
Донжон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Взор
Проект театра в Марселе

   

15.07.2004 XI-MMIV
Сергей Ходнев
Узор
Всевидящее Око

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна