приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Взор
Проект театра в Марселе
XI-MMIV - 15.07.2004

Клод Никола Леду
Проект театра в Марселе. 1783

Этот рисунок, наверное, самый известный у Клода Никола Леду. Изображен правый глаз человека, смотрящего со сцены в зрительный зал. Раньше считалось, что в глазу – интерьер театра в Безансоне, который Леду начал проектировать в 1775 году, теперь выяснилось, что рисунок относится к театру в Марселе, который проектировался в 1783.

Рассматривая его, испытываешь известное недоумение. Если оставлять в стороне мистические (или масонские) смысловые обертоны, то перед нами как будто бы торжество «визуального» подхода к архитектуре. Хотя Леду, как и все архитекторы его круга, был близок к масонским идеям, и даже больше, чем большинство архитекторов-реформаторов, был расположен к мистическим идеям об особой миссии архитектора, нельзя сказать, что именно эти идеи определяли его творчество. Если же считать, что в данном случае архитектор специально проектирует не то, какой его архитектура будет, но то, как она будет выглядеть, то мы оказываемся в странной ситуации.

Главный фасад театра. Театр сделан по образцу Пантеона в Риме

Иначе вроде бы считать и нельзя – какой смысл иначе рисовать то, как зрительный зал театра будет выглядеть в глазу. Но глаз при этом смотрит не на сцену, а со сцены – вид, который никак нельзя признать хоть сколько-нибудь принципиальным для архитектуры театра. Какая разница, как будет видеть зрительный зал актер – важно, наоборот, как будет выглядеть сцена из зала. При том, что предметом изучения вроде бы является «точка зрения» на театр, эта точка зрения диаметрально противоположна той, которая для восприятия театра важна.

Это странность построения самого рисунка. Но не менее странным является сам факт его появления. Леду – представитель того жесткого классицистического направления во французском неоклассицизме, которое основано на представлении об архитектуре как об истинной форме. Было бы естественно, если бы подобный рисунок появился в предшествующую, барочную эпоху, когда архитектура была своего рода театром, декорацией, должной поразить своим видом. Леду принадлежал к эпохе, которая верила, что все без исключения формы мира могут быть выстроены движениями циркуля и линейки, Леду строил кладбище города Шо в соотнесении с ньютонианской системой движения планет, он понимал архитектуру как науку, а не как средство для создания впечатления. Архитектура как наука – это означает, что у любой задачи есть одно правильное решение, а любое другое – неправильное. Это решение не может быть более или менее эффектным, оно не может зависеть от точки зрения, как не зависит от точки зрения на прямоугольный треугольник теорема Пифагора. И вот в этой системе появляется глаз, максимально акцентированная «точка зрения», да еще и оттуда, откуда на театр никто не смотрит.

Разрез театра со схемой хранения декораций

Я хочу обратить внимание на еще одну странность в рисунке Леду – на свет. Перед нами луч света, который льется на сцену откуда-то сверху, так, будто там установлен прожектор. При этом он пересекает поле зрения не по центру, а как-то сбоку, и если представить себе, что перед нами реальное проектирование распределения света на сцене, то оно достаточно экзотично. Половина сцены оказывается в тени.

Проект театра в Марселе достаточно четко опознается как парафраз Пантеона. При этом при анализе разреза здания мы вполне ясно видим нефункциональность этого решения. Купол Пантеона располагается над карманом сцены, и в подкупольном пространстве расположены рамы для сдвижных декораций. В принципе можно было бы представить себе, что ненужные декорации на время спектакля убираются вверх, под купол (такая система существует в ряде классицистических театров, ей Леду пользовался в проекте театра в Безансоне), однако в данном случае он поступил иначе. Неиспользуемые декорации не поднимаются вверх, а опускаются вниз, под сцену. Подкупольное пространство оказывается свободным.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

15.07.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Про зрение

   

  Ответ / Глаз

   

15.07.2004 XI-MMIV
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Дозор
Донжон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Взор
Проект театра в Марселе

   

15.07.2004 XI-MMIV
Сергей Ходнев
Узор
Всевидящее Око

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна