|
|
Владимир Седов
Дозор
Донжон
XI-MMIV - 15.07.2004
Замок Стречнянский Град
в Словакии. XIV в.
Примерно в середине –
высокий квадратный
в плане донжон
Вы идете по болотистой равнине и видите,
как над ней поднимается холм, увенчанный башней. Вокруг этой башни на холме
еще что-то стоит, какие-то башни
и башенки, корпуса, стены, но эта башня
определенно главная, она самая высокая,
самая мощная, самая величественная.
И вот отчего-то появляется чувство,
что за вами кто-то наблюдает. Кто-то неотступно следит за продвижением путника,
за стадами на лугах, за дальним домиком,
за еле видной башней другого замка. Этот
взгляд может быть мнимый, весьма вероятно, что никто в данный момент на вас
не смотрит, но само ощущение возникает
из-за того, что узкие (или даже широкие)
проемы главной башни направлены во все
стороны, что с прикрытой зубцами
верхней площадки можно увидеть мир
(и вас) с высоты птичьего полета.
То, что сейчас было описано, конечно, отдает романтикой и романтизмом.
Но получающийся образ и складывающееся ощущение, хотя и связаны с именами
Кафки, Вальтера Скотта и Толкиена, все
же основаны на каком-то более прочном
фундаменте. Здесь сказываются не только
литературные и киношные образы
следящей башни (ока на или в следящей
башне), но и вполне реальные ощущения
человека, на которого направлены амбразуры не окон, а бойниц, приспособленных
для стрельбы и рассматривания. В башнях
замков давно уже никого нет (ну, может
быть, билетеры на нижних ярусах), но вы
все равно ощущаете себя рассматриваемым и, к тому же, под прицелом. А романтизм и мистика в восприятии замка и его
главной башни – это только дополнение,
связанное с особенностями открытия
Средневековья в культуре Нового времени.
Реконструкция общего
вида и план
древнерусского города-замка в Каменце-Литовском. XIII век –
время донжонов
Можно, конечно, все объяснить
рационально. Мы очень чувствительны
к проемам в стенах вообще и умеем в них
различать уютные жилые окна, парадные
витрины и несущие смерть бойницы.
Попробуйте встать у боевой щели броневика или танка на выставке боевой техники
– чувство тревоги вполне ощутимое.
Можно для эксперимента походить
под навесными бойницами стен и башен
какого-нибудь подмосковного монастыря
или пособирать грибы в редком лесочке
под пристальным присмотром амбразуры
забытого дота времен Великой Отечественной войны. Возникающее чувство
связано с военным, смертоносным
назначением проемов.
Кроме того, нам не нравится взгляд
на нас сверху. Это презрительное или даже
только покровительственное оглядывание
кого угодно выведет из себя. Для проверки
этого положения можно вообразить себя
на тюремном дворе под присмотром
вышки с часовым или просто вспомнить
целый ряд неприятных образов из
кинематографа: снайпер на крыше, наблюдатель на вершине нефтеналивных баков,
глаз Саурона на башне в стране Мордор.
В этот ряд вполне вписывается главная
башня средневекового замка, донжон,
предназначенная для наблюдения и
снабженная к тому же большим количеством бойниц, из которых можно было (мы
это чувствуем) обстреливать окрестности
из примитивных луков или более «прогрессивных» арбалетов.
Донжон появился в архитектуре
сравнительно поздно, не ранее X века.
До этого в Европе феодальные укрепления
были деревянными. В X–XI веках был
изобретен и развит первоначальный,
первый тип донжона: это была прямоугольная в плане башня, приспособленная
к обороне, но включавшая в себя резиденцию феодала – на разных этажах (от 2 до 4)
размещались помещения для челяди,
кухня, парадный зал, капелла и жилые
покои сеньора. Наверху была боевая
и дозорная площадка с зубцами. Такое
сооружение и получило название донжон,
происходящее от латинского dominio (властвовать, господствовать, доминировать). Это было место проживания
властелина, место власти, подкрепленное
архитектурой и стратегическим местоположением.
далее>>
вверх
|
|
|