приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Владимир Седов
Дозор
Донжон
XI-MMIV - 15.07.2004

Замок в Сеговии. Испания, XII–XIV вв. К круглому донжону примыкает прямоугольный жилой корпус, сам похожий на донжон

Рядом с такой башней, обведенной рвом, иногда располагался форбург, передовое укрепление с более низкими стенами и жилыми и хозяйственными постройками.

Эти жилые донжоны в XII–XIII веках во Франции, а в других европейских странах и позднее, были заменены дозорными башнями, включенными в систему укреплений замка, но выделявшимися по высоте и мощи. Феодалы в таких замках проживали уже в более комфортабельных палатах, включенных в ограду, а главные башни стали отдельными постройками, менее вместительными и не такими широкими, зато поднялись в высоту и получили запоминающиеся формы. В это время появляются квадратные в плане, круглые, овальные, многогранные донжоны, а также донжоны с угловыми башенками, контрофорсами на углах и, наконец, донжоны, как будто слепленные из нескольких башен. Эти мощные башни носили уже название «смотрильня», «дозорная башня», «tourbeffroi » (по-французски) или «bergfried» (по-немецки), а не донжон, поскольку в них уже не жили, в них наблюдали окрестности стражники, через их кладку и их форму показывали всей округе свою силу феодалы, они рассматривались как последнее убежище обороняющихся, спасающее их после того, как остальной замок уже был взят.

Замок Олавилинна в Финляндии (исторический Нейшлот). XV–XVI вв. В этой крепости на русской границе донжона нет, все три башни исполняют его роль. Но насколько изобразительно завершение этих башен с круглыми орудийными бойницами-глазами, направленными во все стороны

Вот как описывает в 1659 году осаду донжона замка прусского города Грауденц шотландский наемник на польской службе Патрик Гордон: «Комендант – полковник Пюхер – вместе с майором скрылись в высокой круглой башне, воздвигнутой в стороне от прочих замковых построек; в оную вел дощатый подъем, который они отбросили. Башня весьма высока, и внутри имеется проход на вершину по винтовой лестнице. Имперцы, когда шведские солдаты к ним переметнулись, вошли в замок и полностью его заняли, но никакими убеждениями не могли склонить коменданта к сдаче» (Патрик Гордон. Дневник. 1659–1667. М., 2002. С. 11).

Для того чтобы обезопасить такую башню от этого последнего штурма, его стали выносить к краю замка и отделять рвом от остальных укреплений. Это усилило не только военное, но и символическое значение главных башен. Новую страницу в историю башен-донжонов принесли XIV и XV века. В это время вновь появились жилые башни, которые продолжили называть донжонами (так что этот термин закрепился именно в это время за всеми главными башнями замков и крепостей). Изобретение пороха поначалу не очень сказалось на облике донжона, но использование пушек при осаде сделало к XVI веку строительство высоких башен (таких удобных мишеней!) ненужным. Где-то продолжали сооружать наблюдательные посты и в эпоху артиллерии (на углах бастионов, на башнях городских храмов), но высоких боевых башен уже не строили. Они остались символом Средневековья, символом феодализма. Надо сказать, что как символ феодализма они воспринимались и в период создания централизованных государств: короли довольно часто приказывали покоряющимся им феодалам разрушить именно донжон в том или ином замке, а в Италии монархи разрушали башни, принадлежавшие враждующим между собой семьям городского патрициата.

<<вернуться      далее>>

вверх

 Ответ

   
 

15.07.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Про зрение

   

  Ответ / Глаз

   

15.07.2004 XI-MMIV
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Дозор
Донжон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Взор
Проект театра в Марселе

   

15.07.2004 XI-MMIV
Сергей Ходнев
Узор
Всевидящее Око

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна