приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон
XI-MMIV - 15.07.2004

 

Купол Пантеона – свет через окулюс

…что может быть красивее той фигуры, которая единственно вмещает в себе все другие, которая не может иметь ни шероховатостей, ни возможности за что-либо зацепиться, ни острых углов, ни кривизны, ни выступов, ни впадин? Две формы выдаются из всех: из тел – шар, а из плоских фигур – круг.
Цицерон
«О природе богов», II, 18, 47

Самый прославленный, самый величественный, самый совершенный; лучше всех сохранившийся, чаще всех копируемый, грандиознее всех перекрытый – обилие превосходных степеней, характерное для всех описаний Пантеона, начиная с раннего Средневековья, составляет странный контраст глухому молчанию античных источников (не сохранилось, к примеру, ни одного изображения храма на монетах), а немногие упоминания лишь усиливают путаницу в датировках, не добавляя ничего к нашему пониманию смысла и функции одного из важнейших сооружений римской архитектуры. Для анализа и интерпретаций остается здание как таковое – благо степень его сохранности действительно уникальна – и мощный цилиндрический объем ротонды, и ее бетонный кессонированный свод, и коринфский портик, и даже массивные бронзовые двери – дошли до нас почти не тронутые временем.

Пантеон, план и продольный разрез – показаны южные подпорные стены и аттик в его первоначальном виде

M.AGRIPPA.L.F.COS.TERTIVM.FEC IT – «Марк Агриппа, сын Луция, консул в третий раз, построил». Эта надпись, выведенная на фризе портика бронзовыми буквами метровой высоты, недвусмысленно называет создателем Пантеона зятя и ближайшего сподвижника императора Октавиана Августа. В 27 году до Р.Х. Агриппа действительно построил на этом месте и посвятил олимпийским богам храм с круглой целлой и широким портиком, который, простояв чуть более ста лет, был радикально перестроен Домицианом и уничтожен пожаром в конце первого века н.э.

Две стадии возведения купола – устройство деревянной опалубки верхней и нижней частей свода с помощью кранов

Тот Пантеон, чей купол сейчас возвышается над хаотической средневековой застройкой Марсова поля, весь, начиная от фундамента, выстроен в правление Адриана, скорее всего, между 118 и 128 годами. Имени архитектора до нас не дошло, ясно, что инициатива и общий замысел принадлежали самому императору, а детальное проектирование, изготовление моделей и рутинный ежедневный надзор за строительством были делом профессионалов.

Композиция Пантеона состоит из трех ясно различимых частей: коринфского портика, круглой купольной ротонды и соединяющего их прямоугольного блока. Портик представляет собой традиционный для римской архитектуры императорского времени храмовый пронаос, двускатная крыша которого образует на северном фасаде довольно крутой фронтон – его тимпан некогда украшала огромная бронзовая фигура орла с распростертыми крыльями. Гладкие монолитные стволы всех шестнадцати колонн выточены из египетского гранита – восемь по фронту из серого, остальные из красного асуанского. Колоннам портика соответствуют мраморные пилястры прямоугольного блока, членящие его на три части, – в двух крайних расположены полукруглые ниши, а в центральной – знаменитые бронзовые двери, ведущие внутрь храма, под купол ротонды. И массивный купол, и несущая его круговая стена толщиной более шести метров выполнены в основном из бетона, в кирпичной облицовке которого по всей высоте стены видны разгрузочные арки.

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

15.07.2004 XI-MMIV
Григорий Ревзин
Про зрение

   

  Ответ / Глаз

   

15.07.2004 XI-MMIV
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Дозор
Донжон

   

15.07.2004 XI-MMIV
Владимир Седов
Взор
Проект театра в Марселе

   

15.07.2004 XI-MMIV
Сергей Ходнев
Узор
Всевидящее Око

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна