|
|
Максим Атаянц
Обзор
Римский Пантеон
XI-MMIV - 15.07.2004
Купол Пантеона – свет через окулюс
…что может быть красивее той
фигуры, которая единственно
вмещает в себе все другие, которая
не может иметь ни шероховатостей,
ни возможности за что-либо
зацепиться, ни острых углов,
ни кривизны, ни выступов,
ни впадин? Две формы выдаются
из всех: из тел – шар, а из плоских
фигур – круг.
Цицерон
«О природе богов», II, 18, 47
Самый прославленный, самый величественный, самый совершенный; лучше всех
сохранившийся, чаще всех копируемый,
грандиознее всех перекрытый – обилие
превосходных степеней, характерное
для всех описаний Пантеона, начиная
с раннего Средневековья, составляет
странный контраст глухому молчанию
античных источников (не сохранилось,
к примеру, ни одного изображения храма
на монетах), а немногие упоминания лишь
усиливают путаницу в датировках,
не добавляя ничего к нашему пониманию
смысла и функции одного из важнейших
сооружений римской архитектуры.
Для анализа и интерпретаций остается
здание как таковое – благо степень его
сохранности действительно уникальна –
и мощный цилиндрический объем ротонды, и ее бетонный кессонированный свод,
и коринфский портик, и даже массивные
бронзовые двери – дошли до нас почти
не тронутые временем.
Пантеон, план и продольный разрез – показаны
южные подпорные стены
и аттик в его первоначальном виде
M.AGRIPPA.L.F.COS.TERTIVM.FEC
IT – «Марк Агриппа, сын Луция, консул
в третий раз, построил». Эта надпись,
выведенная на фризе портика бронзовыми
буквами метровой высоты, недвусмысленно называет создателем Пантеона зятя
и ближайшего сподвижника императора
Октавиана Августа. В 27 году до Р.Х.
Агриппа действительно построил на этом
месте и посвятил олимпийским богам храм
с круглой целлой и широким портиком,
который, простояв чуть более ста лет, был
радикально перестроен Домицианом
и уничтожен пожаром в конце первого
века н.э.
Две стадии возведения
купола – устройство
деревянной опалубки
верхней и нижней частей
свода с помощью кранов
Тот Пантеон, чей купол сейчас возвышается над хаотической средневековой
застройкой Марсова поля, весь, начиная
от фундамента, выстроен в правление
Адриана, скорее всего, между 118 и 128
годами. Имени архитектора до нас
не дошло, ясно, что инициатива и общий
замысел принадлежали самому
императору, а детальное проектирование,
изготовление моделей и рутинный ежедневный надзор за строительством были
делом профессионалов.
Композиция Пантеона состоит
из трех ясно различимых частей: коринфского портика, круглой купольной ротонды и соединяющего их прямоугольного
блока. Портик представляет собой
традиционный для римской архитектуры
императорского времени храмовый пронаос, двускатная крыша которого образует
на северном фасаде довольно крутой
фронтон – его тимпан некогда украшала
огромная бронзовая фигура орла с распростертыми крыльями. Гладкие монолитные
стволы всех шестнадцати колонн
выточены из египетского гранита – восемь
по фронту из серого, остальные из красного асуанского. Колоннам портика
соответствуют мраморные пилястры
прямоугольного блока, членящие его
на три части, – в двух крайних расположены полукруглые ниши, а в центральной –
знаменитые бронзовые двери, ведущие
внутрь храма, под купол ротонды. И массивный купол, и несущая его круговая
стена толщиной более шести метров выполнены в основном из бетона, в кирпичной
облицовке которого по всей высоте стены
видны разгрузочные арки.
далее>>
вверх
|
|
|