приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Владимир Седов
Кошмар шута.
Ледяной дом
VII-MMIII - 19.06.2003

 

Гостиная в Ледяном доме. 1741. Вверху – вход с буфетом, внизу – стол с часами, скамьи, скульптуры и зеркала. Все это было изо льда, все просвечивало, даже стены и крыша

Холодно, особенно холодно из-за ветров на петербургских просторах, из-за немецкого засилья, из-за несправедливости и непокоя. На этом фоне стоит страшный в своей осязаемости Ледяной дом, в котором должны праздновать свою печальную ледяную свадьбу бедные шуты. Дом, пугающий своей искусственностью, своим внешне обычным убранством, под которым скрывается мертвящий лед, своим сходством с замороженным прислужниками Бирона украинцем, несшим весть гордому министру Артемию Волынскому, противнику Бирона. В этом доме сама императрица Анна Иоанновна видит намек на гроб, на свои будущие похороны. А уж когда настает шутовская свадьба, когда бедных шутов оставляют под караулом в брачном чертоге Ледяного дома, тогда делается по-настоящему страшно и холодно.

«На что ни садятся, к чему ни прикасаются, все лед – стены, брачное ложе, утварь; отовсюду пышет на них холод, ближе, теснее, наконец, душит, костенит их. Несколько минут утешает их огонь, в ледяном камине, на ледяных свечах; но этот фосфорный огонь не греет – вот и он слабее перебегает по ледяным дровам, цепляется за них, бьется, умирая, исчезает... Холодно, мрачно, как под землей! Сердце замерло». Скажем от себя: редкие готические романы напускают столько страху на читателя. Все это создал писатель Иван Иванович Лажечников в романе «Ледяной дом», появившемся в 1835 году.

План Ледяного дома с экспликацией. P – сени; R – гостиная; Q – спальня; r и s – пирамиды с картинами; u – баня

С самого детства мне никак не расстаться с историческими романами, причем не только с проверенными опусами Вальтера Скотта и Генрика Сенкевича, но и с полузабытыми творениями Данилевского или Полевого. Но больше всего мне всегда нравился Лажечников, может быть, именно из-за близости к Вальтеру Скотту, из-за качеств, полученных русским купеческим сыном от великого шотландца: исторической основательности, верности пейзажей, ясности характеров и особой «затерянности» вымышленных персонажей среди сонмища пугающе достоверно выписанных персонажей исторических.

Мне близок и «Последний новик» с его петровской темой, подхватывающей «Арапа Петра Великого» и продолженной у Мережковского и Алексея Толстого. Но интереснее всего, конечно, знаменитый «Ледяной дом» с романтическими ужасами времени Анны Иоанновны (1730–1740). Этот роман с его острым и быстрым сюжетом мог бы остаться на уровне Загоскина: спорое перетекание событий, штампованные повороты, непременный колорит места и времени в языке и «зарисовках», но Лажечников развернул образ Ледяного дома до метафоры всего царствования императрицы Анны, и эту развернутую метафору все сковывающего ужаса запомнили все читатели. Так в 1835 году родился ужасный Дом изо льда, дом, от которого веет смертью, который несет смерть и который мгновенно оседает от первой оттепели. И Анну Иоанновну, и Бирона, и Волынского и даже не упомянутого в романе архитектора Еропкина (друга Волынского, казненного вместе с ним в результате происков Бирона и похороненного рядом с ним у Сампсониевского собора в Петербурге) без Ледяного дома и мертвящего холода его обманных интерьеров представить трудно.

Спальня в Ледяном доме. Стол с картами и свечами; ложе и камин. Все ледяное, на гравюре показаны даже квадры, из которых сложены пол и стены. Наклонный потолок был сделан, вероятно, из цельных глыб

Но можно попытаться разобраться в фактах. Лажечников, что нечасто встречается в исторических романах, оставил точную ссылку на источник: он взял свой Ледяной дом в изданной в 1741 году книге Георга Вольфганга Крафта, члена петербургской Академии наук и профессора физики (этот Крафт потом появляется в романе в качестве придворного астролога). Из этого же источника он взял пространные цитаты, описывающие расположение здания и убранство его интерьеров. Полное название редкой книжицы, использованной Лажечниковым, очень длинно, что, впрочем, характерно для изданий XVIII века: «Подлинное и обстоятельное описание построенного в Санктпетербурге в Генваре месяце 1740 года Ледяного Дома и всех находившихся в нем домовых вещей и уборов с приложенными при том гридорованными фигурами, также и некоторыми примечаниями о бывшей в 1740 году во всей Эвропе жестокой стуже сочиненное для охотников до натуральной науки чрез Георга Волфганга Крафта Санктпетербургския Императорския Академии Наук члена и Физики Профессора. Печатано при императорской Академии наук. 1741».

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Нищета запредельного

   

  Ответ / Мир иной

   

19.06.2003 VII-MMIII
Оксана Рудченко
Эйфория короля. Сен-Шапель

   

19.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Экстаз иезуита.
Theatrum Sacrum
Джузеппе Бибиена

   

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Сон коллекционера.
Дом Джона Соана

   

19.06.2003 VII-MMIII
Владимир Седов
Кошмар шута.
Ледяной дом

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна