приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Ответ: Оксана Рудченко
Эйфория короля.
Сен-Шапель
VII-MMIII - 19.06.2003

Общий вид Сен-Шапель и Дворца правосудия в Париже, фото 40-х годов XX века. Современная ситуация отражает средневековую, тогда часовня была частью дворца Сите, резиденции короля Людовика Святого; как и сейчас, капелла была соединена с дворцом так, чтобы из жилых покоев король сразу мог пройти в свою молельню

По-настоящему иррациональное, трансцендентное пространство можно создать только на очень рациональном, четком и элегантном расчете. Виртуальный мир готики – мир горний – выстраивается по вполне определенным правилам. Обустраивая свою базилику, Сугерий очень хорошо представлял себе, какими средствами достигается эффект перенесения в него.

Поперечный разрез по Деклу. Ширина нефа 10.50 м, всего лишь в два раза меньше высоты – по пропорциям это не такое уж экзальтированное пространство

Во-первых, созерцание витражей, то есть физическое созерцание преломленного ими света и пребывание в этой мистической атмосфере. Как осиянны, бесплотны, силуэтны изображенные на витражах святые и праведники, так и созерцающий их должен уподобиться им, лишиться тяжести, расстаться с телесным и стать проницаемым для божественного света. Тело, масса – главное препятствие для проникновения в горний мир, поэтому готика на каждом шагу утверждает, что нет массы, есть лишь контур.

Во-вторых, важную роль играют драгоценные камни, они посредники между двумя мирами: «...когда волшебство разноцветных драгоценных камней, проникнутое очарованием красоты дома Господня, представило мне нематериальным все материальное и заставило задуматься о великом множестве святых добродетелей, мне показалось, будто я увидел себя самого в некоем странном месте, которого никогда не существовало ни в мерзости земной, ни в чистоте небесной, и будто бы по милости Божией я смог анагогически перенестись оттуда в мир горний» (Сугерий). Да и сами витражи стремятся к этому эффекту – своим цветным сиянием они похожи на драгоценные камни, буквально иллюстрируя описанный в Апокалипсисе Небесный Иерусалим со стенами из сапфиров и изумрудов. Специфику границы с божественным миром готика доступно объясняет свойствами стекла – оно не видимо, но существует, прозрачно, но проницаемо только для бестелесного.

План нижней и план верхней капеллы по Деклу. Виртуозная дематериализация традиционной базиликальной схемы в стиле парижской схоластической школы богословия

Таким образом, характеристики искомого мира иного и методы перенесения в него были найдены еще в середине XII века, и дальше – сплошное триумфальное шествие имматериального. К середине XIII века готика распространилась по всей Европе, из придворного искусства французских королей стала явлением интернациональным. Соборы строят все выше, все светлее, витражей в них все больше. И вот, опять же в Париже, колыбели стиля, появляется постройка, доводящая все его положения до крайности, до апогея. Возводит ее король, еще при жизни названный святым. Ее функция – хранить ценнейшие реликвии христианства, частицу Истинного Креста и Терновый венец Иисуса Христа.

Сен-Шапель была построена за семь лет, с 1241 по 1248 год (что по тем временам считалось очень быстро). Заказчик – Людовик IX Святой (1214–1270), самый богатый и славный на тот момент правитель в Европе, самый набожный и праведный французский король, считал себя не столько земным владыкой, сколько духовным лицом. В качестве дворцовой королевской часовня Сен-Шапель сменила романскую часовню Святого Николая, стоявшую на этом месте, и дело было не просто в желании «сделать побогаче». Строя себе новую молельню, Людовик преследовал сугубо благочестивые цели – ему нужен был самый прекрасный в мире реликварий. Для праведных рыцарей христианской веры XIII был временем счастливых приобретений. В храмах покоренной Византии крестоносцы находили величайшие святыни, о сохранности которых не могли и помыслить – части Креста, гвозди, тунику, кровь Спасителя. Около 1239 года Людовик купил у латинского императора Византии Балдуина II орудия страстей Христовых, в общей сложности 22 реликвии. Заплатил за все баснословную сумму в 135 тысяч ливров (постройка новой часовни для хранения святынь обошлась ему «всего» в 40 тысяч и еще 100 тысяч ушло на драгоценный ларец и оправы). Терновый венец, в обладании которым видели знак богоизбранности королей Франции, с величайшими предосторожностями, едва избежав захвата венецианцами (у них пришлось его выкупать), привезли в Париж – король встречал его босой и в рубище. Капелла уже строилась. 26 апреля 1248 года ее освятили, а через два месяца Людовик отправился в Крестовый поход. Он очень хотел очистить Святую землю от сарацинов, но это и окончило его дни. В 1270 году Людовик вместе с сыновьями высадился в Карфагене, но вскоре умер там. После последовавших чудес в Сен-Дени, через 27 лет после смерти, Папой Григорием X он был канонизирован. Во время Великой французской революции капелла была разграблена, реликварий переплавлен, святыни исчезли. Те, что удалось найти потом, в том числе Терновый венец, находятся сейчас в сакристии Нотр-Дам.

Как ни странно, архитектор Сен-Шапель точно не известен, одна из главных построек того довольно хорошо документированного периода, по сути остается анонимной. Долгое время считалось, что автор – великий Пьер де Монтрейль, работавший в 1250-е годы в Сен-Дени, но сейчас исследователи признают, что это, скорее, Тома де Кормон или Робер де Лузарш. Как бы то ни было, ее считали чудом уже современники, иностранные послы писали своим правителям о ней как о «самой прекрасной, какую только можно представить». Бесценные реликвии в хрустальных реликвариях были помещены в «Великую святыню» – огромный драгоценный ларец высотой 3 метра, стоявший в апсиде верхней капеллы, его называли «Паладиумом», священным щитом Французского королевства.

Итак, не только самое прекрасное, но и самое священное место во всей Европе – король-паладин мог гордиться своим личным Иерусалимом. Нижняя капелла в честь Девы Марии – для свиты, приходская дворцовая. Верхняя – для короля, его семьи и наиболее приближенных лиц. Капелла примыкала к дворцу, ее верхний уровень соответствовал королевским покоям. Пройдя по специальной галерее король попадал в верхнюю часовню, и там, вознесенный над землей и физически, и духовно, окруженный лишь несколькими близкими людьми, оказывался как бы в собственном спасительном ковчеге. Его неф, кажется, уже достиг берегов Земли Обетованной, окружен ее сиянием, и лишь пол часовни, палуба этой ладьи Святого Петра и есть последний островок дольней, человеческой реальности, но и эта связь почти не чувствуется – Царствие Божие здесь уже наступило. И если тебя уже считают святым, и Рай построен у тебя дома, и ты бываешь в нем, когда захочешь, что тебе остается? Только отправиться в реальный Иерусалим, который ничего общего не имеет с небесным, понять это и умереть в пустыне от дизентерии.

<<вернуться

вверх

 Ответ

   
 

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Нищета запредельного

   

  Ответ / Мир иной

   

19.06.2003 VII-MMIII
Оксана Рудченко
Эйфория короля. Сен-Шапель

   

19.06.2003 VII-MMIII
Сергей Ходнев
Экстаз иезуита.
Theatrum Sacrum
Джузеппе Бибиена

   

19.06.2003 VII-MMIII
Григорий Ревзин
Сон коллекционера.
Дом Джона Соана

   

19.06.2003 VII-MMIII
Владимир Седов
Кошмар шута.
Ледяной дом

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна