приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Ответ

[ > Вызов ]

Обрыв 
Дворец и «Большой хаос в Алупке»
IV-MMII - 27.07.2002


«Большой хаос» в алупкинском парке, создание швейцарского садовника Карла Кебаха. Не верится, что человек мог спроектировать этот разгул хтонических геологических сил. Лавина из циклопических камней, нарубленных в окрестных горах, обрушивается у тебя на глазах, а ты стоишь на краю обрыва, ошеломленный стихией, как герой на картинах немецких романтиков

Алупка – дворец графа Михаила Семеновича Воронцова, построенный в 1831 –1848 годах в Крыму по проекту Эдварда Блора (Edward Blore),английского придворного архитектора. Сам Блор, впрочем, в Алупку не приезжал, ограничившись подготовкой проекта. За строительством наблюдал его ученик Вильям Гунт, и, поскольку в процессе строительства замысел неоднократно менялся, его следует считать соавтором постройки. Уникальный парк создан швейцарским садовником Карлом Кебахом.

 
1. Южный фасад Алупкинского дворца. Мавританский стиль здесь не просто красивая стилизация, а политический жест. Он навеян близостью Бахчисарайского дворца – Воронцов, наместник Крыма, считал, что Крым для России такая же колония, как Индия – для Британской империи. В соответствии с колониальным принципом он придал своей резиденции местные черты
2. Восточный фасад дворца.
Помимо мавританского архитектор-англичанин не мог не добавить индийского колорита

Алупке странным образом не повезло. Дворцово-парковый ансамбль выдающегося качества, единственный на территории Российской империи созданный королевским архитектором Великобритании, он мог бы и должен был бы входить в число главных памятников архитектуры России Нового времени. Уровень работы таков, что она легко выдерживает сравнение с пригородами Петербурга, но почему-то никогда не рассматривается в одном ряду с ними. Трудно сказать, почему так произошло. То ли потому, что это все-таки не императорская резиденция, и перед нами проявление латентного и неосознанного монархизма отечественного искусствознания. То ли дело в общем неприятии николаевского царствования и, соответственно, неверии, что из него может произрастать что-то достойное. То ли вызывает сомнение личность Воронцова, которого Пушкин отрекомендовал потомкам с некоторой неприязнью личного свойства. Так или иначе, в число определяющих шедевров русской архитектуры Алупка по недоразумению не попала. За исключением прекрасных работ А.А.Галиченко, о ней ничего серьезного не написано, ни в одну историю русской архитектуры Алупка не вошла, и даже в классических трудах Евгении Кириченко и Елены Борисовой анализ архитектуры эпохи романтизма обошелся без этого принципиального памятника. Между тем, если бы вошла, могла бы «вытянуть» за собой всю архитектуру ранней эклектики, став камертоном определения ценности остальных памятников. После того, как Менелас построил для Николая Первого Коттедж в Петергофе, «готика» стала новым стилем николаевских вельмож. Их было немного, Николай управлял не посредством вельмож, а бюрократами. Но тем не менее Волышево Строгановых, Марфино и Дугино Паниных, Знаменское и Садки Орловых, Фалль Бенкендорфов составляют представительный ряд, и цену ему задает Алупка Воронцовых. Личность Воронцова, одного из «молодых генералов» 1812 года, идеально для этого подходила. Готика была английским стилем. Отец Воронцова был российским послом в Англии, Михаил Воронцов знал жизнь английской аристократии изнутри и был вхож в самые высокие круги – настолько, что смог заказать проект своего дворца Блору, который строил для королевской семьи (восточная часть Букингемского дворца) и герцогов Мальборо (Колледж Мальборо).

далее>>

вверх

 Ответ

   
 

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Бывшее место человека.

   

  Ответ / Случайные связи

   

27.07.2002 IV-MMII
Евгения Микулина
Нарыв. Грот Ренессанса

   

27.07.2002 IV-MMII
Сергей Ходнев 
Взрыв. «Фонтан Четырех Рек» на площади Навона в Риме

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин
Разрыв. Колоннада Аполлона в Павловске

   

27.07.2002 IV-MMII
Григорий Ревзин 
Обрыв. Дворец и Большой хаос в Алупке

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Срыв. Дом Городецкого в Киеве

   

27.07.2002 IV-MMII
Владимир Седов 
Прорыв. Дом Фрея II

   

 Архив раздела

   
XXIX - MMIX
   
XXVIII - MMIX
   
XXIV - MMVIII
   
XXIII - MMVIII
   
XXII - MMVII
   
XXI - MMVII
   
XX - MMVI
   
XVIII - MMVI
   
XVII - MMVI
   
XV/XVI - MMV
   
XIV - MMV
   
XIII - MMV
   
XII - MMIV
   
XI - MMIV
   
X - MMIV
   
IX - MMIII
   
VIII - MMIII
   
VII - MMIII
   
VI - MMIII
   
V - MMII
   
 

IV - MMII

   
 

III - MMII

   
 

II - MMI

   


I - MMI

   

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна