|
|
Сергей Ходнев
Узор
Всевидящее Око
XI-MMIV - 15.07.2004
Жюль Ардуэн Мансар
Интерьер королевской
капеллы в Версале.
1689–1710.
Всевидящее Око венчает
алтарную композицию и
собирает
в себя перспективу
интерьера храма
Когда оно размещается над порталом, тут даже не стоит придумывать особо
эффектных ходов. Локализация изображения над входом, обозначение таким
образом особо маркированного перехода,
порога – мотив древний, как сама
архитектура. В случае христианских
храмов это тем более естественно. Другое
дело, что с течением времени Око все чаще
перемещалось выше по фасаду –
на фронтон. Никакие теоретики ордера,
ни античные, ни ренессансные, такого предвидеть не могли, и тем не менее нельзя
не признать, что мало какой из употребимых в XVIII-XIX веках христианских
символов до такой степени идеально
и гармонично врисовывался в декор фронтона, как пресловутый треугольник
с глазом, окруженный лучами.
Что же до алтарей, то здесь в игру
вступал весь интерьер храма, концентрирующий все внимание зрителя на главном
алтаре – то есть действовали все многообразные приемы (чисто архитектурные,
живописные, иллюзионистские,
сценографические), которые в барочном
зодчестве применялись и безо всякого
Всевидящего Ока. Нюанс, однако, в том,
что зрительный контакт в случае, если
Око в алтарной композиции все-таки
фигурирует, получался двоякий. Сначала
взгляд зрителя устремляется на сам
престол и на табернакль, то есть он сам,
зритель, видел то место, где физически
пребывает Господь. А потом – естественное
движение взгляда молящегося вперед
и слегка вверх – и вдруг из скульптурных
лучей на человека устремляется пронизывающий все пространство церкви
божественный взгляд. Который, из-за
абстрактности самого символа, кажется
более бдительным, что ли, более многозначительным и более пристальным. Это
впечатляет не то чтобы своей неожиданностью, а скорее элегантным переворачиванием всех принципов, по которым
работает церковный интерьер, особенно
барочный. Все строится с учетом законов
оптики, то есть услужливо приспосабливается к тому, как устроен человеческий
глаз: символы, аллегории, лепнина,
колонны, капеллы приобретают в некотором смысле какую-то умопостигаемую
уютность, если понимать, что производимое ими впечатление базируется
на посюсторонних и вполне материальных
закономерностях. Вот, наконец, торжество
этих закономерностей – точка схода,
фокусирующая зрение на алтарной композиции. И вдруг этому самому зрению,
на которое работает все пространство
церкви, жестковато напоминают о том,
что есть еще Зрение, которое все видит без
всякой земной оптики.
Межевой столб был
установлен на границе
угодий деревни
Шаидарово Московского
уезда по указу
императрицы Екатерины
Великой в 1766 г.
В 1980 г. межевой столб
был перевезен и установлен в Коломенском
Некоторая загвоздка тут и обретается. С одной стороны, символ сильный
и очень хорошо работает в условиях
барочного церковного интерьера, вписываясь в свойственную тому времени
диалектическую игру зримого и прозреваемого. С другой стороны, это символ
со светской генеалогией и несущий мало
доктринального, вероучительного смысла.
Да, тринитарность, да, всевидящий
Промысел – но для XVII (и тем более
для XVIII) столетия этого уже мало. Мало
для того, чтобы решительно и повсеместно
использовать в церковном искусстве. Отдельно взятая идея всевидящего Абсолюта
мало что значит для контрреформации,
для пропаганды исключительности
католического вероучения. С полным
душевным спокойствием этим символом
могли пользоваться и пользовались
и протестанты, и православные, и даже,
страшно сказать, деисты.
А поскольку это символ, как было
сказано, с полусекулярным происхождением, он мог превосходно использоваться
там, где архитектура должна была
репрезентировать не только и не столько
централизованную католическую систему
вероучения, сколько религиозность государства, которое само и является на свой
лад блюстителем интересов всевидящего
Абсолюта. Не случайно примеры употребления Всевидящего Ока в архитектуре,
если брать XVIII век, в подавляющем
большинстве относятся к тем странам,
которые ассоциируются отнюдь не
с оголтелой супрематией Рима, а с просвещенным абсолютизмом. Это Австрия,
множество провиницальных монастырей
и церквей которой украшаются
изображением Ока (церкви в Гмюнден-ам-Траунзее и в Траункирхене, монастырь св.
Флориана в Линце и др.); причем в том же
Гмюндене, например, Всевидящее Око,
наряду с габсбургским гербом, размещено
и на фасаде здания местной судебной
управы. Это Франция – золотое Око меж
двух коленопреклоненных ангелов
украшает алтарь новой Королевской
капеллы в Версале. Наконец, Россия, где
еще с петровских времен пресловутый
символ особенно активно используется
в архитектурном декоре. Лишь в самом
конце XVIII века, когда Око предсказуемо
вошло в обиход масонской эмблематики,
Екатерина II попробовала наложить вето
на его употребление в православной
архитектуре (примечательно, что именно
суверен принимает авторитетное решение
о том, стоит или не стоит наделять
архитектурные произведения символом
всевидящего Провидения). Ее более
устраивало, когда вместо глаза в том же треугольнике стояло церковнославянское
«БГЪ» под титлом – аналог бытовавшего
наряду с Оком символа «Тетраграмматон
в треугольнике». Впрочем, в павловское,
александровское и отчасти николаевское
время Око вернулось на фасады православных храмов. Эти образчики русского
классицизма весьма многочисленны;
достаточно вспомнить хотя бы Казанский
собор Воронихина – фронтон с позолоченным Оком украшает главный фасад храма.
И опять-таки – тот же символ фигурирует
не только в церковной архитектуре,
но и в гражданской и даже государственной эмблематике. На наградных медалях,
посвященных победе 1812 года, мы видим
Всевидящее Око, окруженное девизом
«Не нам, не нам, но имени Твоему».
Исчезновение Всевидящего Ока
естественным образом совпадает с утверждением идеологии «православие,
самодержавие, народность» и с нарождением национального стиля. В таких
обстоятельствах символ, за которым числится такое прошлое – гуманистическо-иезуитское изобретение, католические
алтари, масонский обиход и эмблема
просвещенного государя – выстоять,
конечно, не мог. Да и в Европе почтенный
окулярный символ с начала XVIII века
перешел в несколько маргинализированное состояние, вызывая негодование
всяческих адептов теории заговоров своим
употреблением в среде тайных обществ.
Это завершило историю распространения именно Всевидящего Ока, волею
судеб оказавшегося самым употребительным, самым удобным и самым многозначным способом делать архитектурное
произведение не только зримым,
но и в некотором смысле зрящим. Между
тем правда, неведомая позднеренессансным иконологам, состоит в том,
что, разрабатывая иконографию Ока, они
на самом деле приобщались к куда более
обширной традиции, чем им казалось.
Если копнуть поглубже, то выясняется,
что в самые разные времена сакральному
зданию тут и там свойственно передавать
не только абстрактную нуминозность,
но и ощущение надмирного Зрения,
от которого невозможно укрыться именно
потому, что оно превосходит человеческие
представления о скрытом и зримом.
На православном Востоке уже в поздневизантийском искусстве появляется
иконописный сюжет «Спас Недреманное
Око», который выражает, строго говоря,
ту же идею всевидящего (и все предвидящего) Промысла, что и глаз в треугольнике, но только с помощью гораздо более
сложного языка. Напомню: это
изображение почивающего в Эдемском
саду с открытыми глазами Христа-отрока,
которому предстоят Богоматерь и ангел
с орудиями Страстей. Причем эта
композиция – как и европейское Око –
в греческой традиции часто размещалась
над порталом храма. А еще дальше,
в Непале и Тибете, с куда более древних
пор изображением глаза украшалась
верхняя часть ступ: четыре глаза по четырем сторонам света – значит, всевидящие.
Так до сих пор эти ступы и смотрят во все
стороны, и кажется, что они и знать
не хотят ни о Кирхере, ни о Гораполлоне,
ни о масонах, ни о Екатерине II.
И что спрятаться от абсолютного взгляда
не помогают ни идеология, ни традиция,
ни история архитектуры.
<<вернуться
вверх
|
|
|