приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Диалог с классикой
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Макет реконструкции Новой Голландии в Санкт-Петербурге

Суть этого типа мышления заключается в том, что в мире нет ничего готового. Надо внимательно вдуматься в то, что в каждом конкретном случае принято делать и зачем, и нельзя ли это сделать лучше. Иногда окажется, что все и так хорошо, и больше ничего изобретать не надо – например, колесо или буквенное письмо сравнительно удачно служат своим целям. Но чаще всего любая вещь оказывается несовершенной. Недодуманной, нефункциональной, переусложненной, вообще не созданной. И каждую – от аэропорта до табуретки – можно изобретать заново.

Фуллеровский купол в перспективе залов ГМИИ

Норман Фостер изобретает все, из чего состоит архитектура. Заново изобретаются стены, окна, крыши, конструктивные каркасы и ограждающие поверхности. Там, где единственная функция стены – ограждение, у Фостера чаще всего появляется витраж –зачем строить стены, а потом долбить в них дыры для окон? Правильнее сразу строить прозрачные стены. Стена возможна, но тогда она должна доказать свою необходимость. Вот, скажем, его галерея в Сейнсбери. Любая галерея есть пустое пространство для выставок плюс рамка его обслуживания – от складских помещений до офисов сотрудников. А любое здание есть пустое пространство плюс рамка его ограждения. Налицо изоморфизм. Отлично, тогда почему бы не сделать «толстую» рамку, и поместить в нее все, что «обрамляет» выставочную деятельность – склады, офисы, лестницы. Стена в этой ситуации перестает быть стеной – она становится чем-то другим. Ну, скажем, «обитаемой стеной» – как в замках крестоносцев. Есть, впрочем, масса примеров, когда нам вообще не нужны отдельно стены, а отдельно потолки. Вообще прямая стена нам нужна только когда на нее надо что-то вешать или что-то к ней приставлять, но существует множество типов зданий, где это не требуется. Купол – оболочка, в которой стена и крыша одно и то же, – гораздо естественнее.

Свободный университет Берлина. Библиотечный корпус

Свободный университет Берлина. Интерьер

Это не значит, что Фостер везде, где только можно, использует купола в память о Фуллере – вовсе нет. Он может вернуться к обычной системе, где есть конструктивный каркас и есть висящие на нем стены-ограждения. Но только почему они, эти стены, должны всегда выглядеть так, будто перед нами традиционные стены из кирпича? А может быть, можно просто их подвесить на металлических столбах, как ткань на палатке? Так получается поразительно изящный центр «Рено» Фостера.

Он заново изобретает отношения здания и города. Здание есть отделенное от города пространство, город есть собирание таких отделенных мест. А офис есть собирание отделенных друг от друга мест в одном здании. Так нельзя ли тогда сказать, что офис есть город внутри одного здания? А нельзя ли так его и построить? Пусть тогда внутри офиса возникнут свои площади, парки, скверы – вместо завода с компьютерами мы получим принципиально иное пространство. Так появляются поразительные офисы Фостера, и надо сказать, что это самое гуманное изобретение современной архитектуры за все время ее существования. Офис становится сложным пространством, городом, площадью, улицей с домами. Он начинает напоминать традиционное палаццо с двором, галереями, иногда – с внутренней улицей. Кстати, изобретенная им внутренняя улица в Лицее имени Альбера Камю – это, на мой взгляд, идеальная схема для учебных заведений. Просто потому, что когда ты начинаешь учиться, очень важно видеть конец пути.

Фрагмент выставки Нормана Фостера в ГМИИ в Москве

Это особый тип архитектуры, которая постоянно переосмысляет себя самое. Ты видишь не стену, но ответ на вопрос о смысле стены, не несущую конструкцию, но ответ на вопрос о соотношении несущего и несомого, не офис, но ответ на вопрос о природе современного города. Это архитектура, которая все время предлагает тебе подумать, как ты действуешь и чего таким способом достигаешь. Даже не так. Это архитектура, которая показывает тебе, что если ты будешь думать, что ты делаешь и зачем, то получится много хорошего. Как, например, вот это здание.

Изобретателей в архитектуре ХХ века множество, можно сказать, что сама эта архитектура в первую очередь – изобретательство. Изобретателями были все авангардисты 20-х гг. – русские, немецкие, голландские, французские. Есть, разумеется, и отличия в самом типе изобретений – они искали в первую очередь новые формы и стиль, а новые функциональные и технологические решения возникали попутно. Но сходства здесь больше, чем отличий – и там и там возникает архитектура, которой никогда не было. Отличия возникают в другом.

Дом Наркомфина в Москве Моисея Гинзбурга – это изобретение принципиально новой типологии жилья. Он выстроен из камышита – прессованного камыша, который начал разваливаться уже через десять лет после возведения постройки, к началу войны. Сегодня это трущобы, в которые страшно заходить. Столица штата Пенджаб в Индии, Чандигарх Ле Корбюзье – это изобретение новой типологии города. Чандигарх выстроен из дешевого бетона, который выкрашивается от влаги, и снабжен экономичной системой инженерного обеспечения (вода, электричество), которую местные жители оказались неспособны поддерживать в рабочем состоянии. Сегодня это трущобы, в которые страшно заходить.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Здесь / постройка

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Москва, хай-тек
     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Любовь на витрине
     

 Здесь / проект

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Владимир Седов
Дом над долиной
     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Классицистическая деконструкция
     

 Здесь / выставка

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Диалог с классикой
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна