|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Любовь на витрине
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Фрагмент фасада
В ПК XV мы опубликовали
«Туполев-плазу» Дмитрия Бархина. Кратко напомню, что в комплекс
офисов 80-х гг. из тонированного стекла Дмитрий Бархин встроил классицистическую
виллу, благодаря чему весь комплекс преобразился. Возникло ощущение классической
усадьбы, которая реконструирована под офисный центр. Архитектор развернул
историю наоборот – кажется, что его новое здание построено раньше, чем то, что
его окружает.
Теперь достроена вторая очередь «Туполев-плазы». К заднему фасаду офисного
корпуса пристроена триумфальная арка и закрепляющий угол «донжон».

Авторский чертеж фасада
Новый триумфальный фасад выходит в узкий проулок между корпусами 80-х гг. и
сталинским корпусом КБ им. Туполева. Этот проулок идет перпендикулярно главной
оси комплекса, он ведет к набережной Яузы, однако в настоящее время наглухо
перекрыт. Саму арку проулок отделяет от чахлого сквера с руинированными
хозяйственными постройками, а в дальней части проулка, напротив нового «донжона»,
сегодня располагается бетонный забор, увитый колючей проволокой – часть КБ еще
функционирует.

Общий вид «Туполев-плазы» первой и второй очереди
В известном смысле это довольно странное сооружение. Центральная вилла
создала ясный сценарий всего комплекса. Как я ни силился придумать какую-нибудь
историю, которая бы объяснила присутствие этого фантастически роскошного фасада
на заднем дворе против забора с колючей проволокой, я ничего не выдумал. Вход в
усадьбу не мог бы осуществляться через такую большую арку. Это не мог быть фасад
какого-то палаццо, которое разрушили и вместо которого выстроили стеклянный
корпус. Просто потому, что будь здесь такое палаццо, это не мог бы быть задний
двор, и виллы за ним тоже не могло бы быть. Иначе говоря, это такое сооружение,
которого здесь быть не может, потому что не может быть никогда.

Фронтальный вид новой части
В этой странности, вероятно, стоит искать объяснения особенностей
архитектуры. Она не для чего. Она сама для себя.
Сама по себе она достаточно парадоксальна. Ордер арки носит очевидно римский
характер – обратите внимание на орнаментированные базы, которые встречаются
только в римской архитектуре. Вместе с тем, как общий пропорциональный строй (неразвитый
аттик), так и масса отдельных деталей (обрамления окон, лучковые фронтоны,
замковые камни, раковины и т.д.) со всей очевидностью отсылают нас к эпохе
Ренессанса. Четыре одинаковые копии скульптуры с гробницы герцога Лоренцо Медичи
Микеланджело, отсутствовавшие в первоначальном проекте и посаженные в итоге на
импосты над карнизом малого ордера, словно специально введены, чтобы подчеркнуть
ренессансную тему фасада. На мой личный вкус, фасад и герцог мало выиграли от
доказательства возможности тиражировать статую Микеланджело как лукичей на
фабрике Вучетича.
далее>>
|
 |
|