приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Любовь на витрине
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Деталь фасада (статуя Лоренцо Медичи)
Фрагмент фасада с двумя ордерами

Возникает компиляция из архитектур Рима и Ренессанса, которая, пожалуй, создает ощущение если не перенасыщенной, то уж во всяком случае агрессивной деталированности. Опять же, никаких объяснений тому, зачем это делается, я придумать не смог. Мне не кажется, что это органичное решение. Не потому, что я считаю необходимым придерживаться точности исторической стилизации (на мой взгляд, язык классики внеисторичен, и все эпохи могут сосуществовать рядом), а потому, что у ордеров Рима и Ренессанса разный пропорциональный строй, разная масштабная линейка, и одно в другое не монтируется.

Вид «донжона»

Ренессанс любит ордер малых форм, легко вставляя в композицию импостики, консольки, волютки и т.д. Римская архитектура даже в чрезвычайно украшенных случаях (как в эпоху Адриана) не склонна позволять себе располагать рядом с большим ордером мелкий ордерный декор, выстроенный на отношениях несущих и несомых частей – если уж там используется гигантский ордер, то все остальные украшения сугубо орнаментальны. Бархин перемешал одно с другим, в результате получив на фасаде не один и не два, а целых три масштаба – колонн гигантского ордера, колонн аркады и ордерного обрамления оконных и дверных проемов. Особенно обидно за Лоренцо, попавшего именно в унизительно мелочный масштаб, более приличествующий сатирам и путти, а не герцогам.

Обрамление малых окон с «третьим» ордером

Я не могу найти другого объяснения этому сочетанию, кроме того, что все использованные детали показались Дмитрию Бархину невероятно красивыми. Тут я готов его понять, потому что все сделанное им и нарисовано, и вылеплено с изумительным качеством. Такой материал, такие детали было просто грех не поместить на фасад в максимально возможном количестве. Они и помещены.

Детали фасада

Удивительные обстоятельства заказа позволили здесь архитектору создать своего рода витрину, на которую можно поставить все, что он любит. Эта витрина носит достаточно приватный характер – фасад не обращен в город и практически ниоткуда не виден. С этой стороны в здание даже нельзя войти. Архитектор здесь не решает никаких утилитарных задач, кроме задачи любви и восхищения. То есть вводит гигантский масштаб не потому, что ему необходимо гармонизировать ордером большую форму, а просто потому, что любит римскую величественность; вводит мелкий масштаб не потому, что хочет создать переход от крупной формы к малой, а потому, что ему любезна ренессансная подробность декора, образующего собственный пропорциональный строй. Он подкупающе демонстрирует, как все это прекрасно, как он всему этому радуется, как ни от чего не готов отказаться – так что хотя традиционно архитекторы-классики как-то выбирают, сухопутный или морской фасад они создают, здесь рядом появляются когтистые лапы львов и морские раковины. Все вместе, всего побольше, ведь другого случая построить такую витрину своей любви может не представиться. Винкельман определял классику как благородную простоту и спокойное величие – тут получилось благородное благородство и величественная величественность.

Вид со стороны «донжона»

Здесь есть античность, есть Ренессанс, но есть еще нечто третье. Разглядывая этот фасад Дмитрия Бархина, я думал о сталинских архитекторах, наследником которых он является. Сталинская архитектура – это соединение высочайшей, никогда прежде не случавшейся в истории России профессорской архитектурной культуры и более или менее людоедского заказа. Глядя на сталинские здания, довольно часто думаешь: как жаль, что эта профессорская культура не могла проявиться сама по себе, так чтобы архитектура была про любовь не к колхозной жизни, а непосредственно к Палладио. Мне кажется, что Дмитрию Бархину странности судьбы предоставили именно эту возможность – выразить высокую, профессорскую архитектурную культуру саму по себе. И теперь мы можем понять, как это выглядит.

<<вернуться

вверх

 Здесь / постройка

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Москва, хай-тек
     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Любовь на витрине
     

 Здесь / проект

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Владимир Седов
Дом над долиной
     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Классицистическая деконструкция
     

 Здесь / выставка

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Диалог с классикой
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна