|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Диалог с классикой
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Макет башни «Россия»
в московском Сити
25 апреля в Москве в ГМИИ имени Пушкина открылась выставка лорда Нормана
Фостера.

Норман Фостер
В России, пока готовилась выставка,
он выиграл конкурс на одно здание и получил заказ на второе. В Петербурге он
будет
перестраивать комплекс Новой Голландии
архитектора Валлен-Деламота. В Москве ему заказали проект башни «Россия»
в Сити высотой в 660 метров. Если его
построят, это будет самое высокое здание
в Европе. И тот и другой проект впервые
представлены публике на московской
выставке, так что это мировая премьера.
Лорд Норман Фостер – это главная
звезда современной архитектуры, но
и одновременно человек, стоящий над
ней, переосмысляющий ее принципы.
Сегодня формула Ле Корбюзье «архитектура – машина для жилья» стала не
лозунгом, а простой истиной факта. Дома
превратилась в сложные инженерные промышленные изделия, и, как следствие,
архитектура перестала быть предметом
«долгой истории». Она живет новизной
и модой, сегодняшним днем и минутой.
Машины для жилья, для офисов, для
банков и культуры беспрерывно ломаются,
устаревают и стремятся на свалку. Города
превратились в кладбища испорченных
и устаревших машин.
Отличие Фостера от других современных
архитекторов в том, что он пытается строить надолго. Он работает не в категориях
быстрой моды, его архитектура старается
не быть однодневным аттракционом. Его
выставки проводятся в музеях старого
искусства – нынешней выставке в ГМИИ
предшествовала выставка в Британском
музее в Лондоне. Это принципиально – он
пытается ввести архитектуру в долгую
историю, не туда, где существует последние выпуски газет и еженедельников,
но туда, где существуют многотомные
истории искусства от античности до сегодняшнего дня.

Макет башни «Россия»
в экспозиции
Сначала, сталкиваясь с творчеством Фостера, обращаешь внимание
на две его особенности. Во-первых,
он – изобретатель.
«Мы создали новое поколение
ветровых турбин, новый тип энергосберегающих плакированных покрытий, мы
придумали электродвигатель на солнечной
батарее», – гордо перечисляет Фостер свои
изобретения в одной из статей. Реконструированное им здание Рейхстага в Берлине
превратилось в электростанцию, питающую соседние правительственные здания,
причем машины, вырабатывающие
энергию, работают на топливе, не загрязняющем окружающую среду. В десятках
своих небоскребов он изобретает все новые
типологические решения, превращающие
небоскребы в города, в палаццо с внутренним двором, в сады.

Разрез комплекса Новой
Голландии
С 1971 по 1983 год Фостер сотрудничал с Бакминстером Фуллером. Фигура,
несколько незаслуженно узко известная в России, хотя многие русские люди
обязаны ему лучшими воспоминаниями
детства. В 1959 году на американской
выставке в Сокольниках Бакминстер Фуллер выстроил один из своих геодезических
куполов, и впоследствии
упрощенные купола Фуллера (собранные из шестиугольников со сторонами
из металлических труб) стали типовым элементом советской детской
площадки – их устанавливали во всех
дворах, в детских играх они успешно
изображали космические станции. В век
художников-авангардистов и ученых-первооткрывателей глубинных оснований
материи Фуллер был скорее анахронизмом – гениальным изобретателем XIX века
на манер Александра Белла или Томаса
Эдисона. Он изобретал все, что попадало
в поле его зрения: машины, новую систему
картографии, новые типы зданий и новые
элеваторы. Нельзя сказать, что Фостер
был его учеником – к началу сотрудничества с Фуллером у Фостера уже были
свои реализованные проекты, но сам тип
мышления Фуллера на Фостера повлиял
принципиально.
далее>>
|
 |
|