приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Григорий Ревзин
Диалог с классикой
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Макет башни «Россия» в московском Сити

25 апреля в Москве в ГМИИ имени Пушкина открылась выставка лорда Нормана Фостера.

Норман Фостер

В России, пока готовилась выставка, он выиграл конкурс на одно здание и получил заказ на второе. В Петербурге он будет перестраивать комплекс Новой Голландии архитектора Валлен-Деламота. В Москве ему заказали проект башни «Россия» в Сити высотой в 660 метров. Если его построят, это будет самое высокое здание в Европе. И тот и другой проект впервые представлены публике на московской выставке, так что это мировая премьера. Лорд Норман Фостер – это главная звезда современной архитектуры, но и одновременно человек, стоящий над ней, переосмысляющий ее принципы. Сегодня формула Ле Корбюзье «архитектура – машина для жилья» стала не лозунгом, а простой истиной факта. Дома превратилась в сложные инженерные промышленные изделия, и, как следствие, архитектура перестала быть предметом «долгой истории». Она живет новизной и модой, сегодняшним днем и минутой. Машины для жилья, для офисов, для банков и культуры беспрерывно ломаются, устаревают и стремятся на свалку. Города превратились в кладбища испорченных и устаревших машин.

Отличие Фостера от других современных архитекторов в том, что он пытается строить надолго. Он работает не в категориях быстрой моды, его архитектура старается не быть однодневным аттракционом. Его выставки проводятся в музеях старого искусства – нынешней выставке в ГМИИ предшествовала выставка в Британском музее в Лондоне. Это принципиально – он пытается ввести архитектуру в долгую историю, не туда, где существует последние выпуски газет и еженедельников, но туда, где существуют многотомные истории искусства от античности до сегодняшнего дня.

Макет башни «Россия» в экспозиции

Сначала, сталкиваясь с творчеством Фостера, обращаешь внимание на две его особенности. Во-первых, он – изобретатель.

«Мы создали новое поколение ветровых турбин, новый тип энергосберегающих плакированных покрытий, мы придумали электродвигатель на солнечной батарее», – гордо перечисляет Фостер свои изобретения в одной из статей. Реконструированное им здание Рейхстага в Берлине превратилось в электростанцию, питающую соседние правительственные здания, причем машины, вырабатывающие энергию, работают на топливе, не загрязняющем окружающую среду. В десятках своих небоскребов он изобретает все новые типологические решения, превращающие небоскребы в города, в палаццо с внутренним двором, в сады.

Разрез комплекса Новой Голландии

С 1971 по 1983 год Фостер сотрудничал с Бакминстером Фуллером. Фигура, несколько незаслуженно узко известная в России, хотя многие русские люди обязаны ему лучшими воспоминаниями детства. В 1959 году на американской выставке в Сокольниках Бакминстер Фуллер выстроил один из своих геодезических куполов, и впоследствии упрощенные купола Фуллера (собранные из шестиугольников со сторонами из металлических труб) стали типовым элементом советской детской площадки – их устанавливали во всех дворах, в детских играх они успешно изображали космические станции. В век художников-авангардистов и ученых-первооткрывателей глубинных оснований материи Фуллер был скорее анахронизмом – гениальным изобретателем XIX века на манер Александра Белла или Томаса Эдисона. Он изобретал все, что попадало в поле его зрения: машины, новую систему картографии, новые типы зданий и новые элеваторы. Нельзя сказать, что Фостер был его учеником – к началу сотрудничества с Фуллером у Фостера уже были свои реализованные проекты, но сам тип мышления Фуллера на Фостера повлиял принципиально.

далее>>

вверх

 Здесь / постройка

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Москва, хай-тек
     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Любовь на витрине
     

 Здесь / проект

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Владимир Седов
Дом над долиной
     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Классицистическая деконструкция
     

 Здесь / выставка

     
10.08.2006 - XVIII-MMVI
Григорий Ревзин
Диалог с классикой
     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна