|
|
Современная классика
Григорий Ревзин
Москва, хай-тек
XVIII-MMVI - 10.08.2006

Корпус «Росгосстрах».
Юго-западный фасад.
Развертка
Северо-восточный фасад.
Развертка
По характеру архитектуры перед нами узнаваемый европейский неомодернизм 90-х
гг. Не в его звездном, артистическом варианте, а в варианте спокойной и
достойной фоновой застройки, каковая появилась в 90-е годы во многих городах, но
известна нам в первую очередь по Берлину. Здания «Даймлер-Крайслер»,
Россгосстраха и пятого корпуса совсем немецкие по характеру. Центральное здание
«Легиона» с красно-оранжевыми колоннами и острыми угловыми порталами чуть
выходит из нейтрального фона рядовой застройки и заставляет вспомнить о
постмодернистских идеях, но делает это настолько сдержанно, что в общем-то и не
делает. Если бы не оранжевый цвет, введенный Павлом Андреевым с кажущейся
немного искусственной целью почтить находящуюся в ста метрах от комплекса
церковь Григория Неокесарийского, здание вполне можно было бы представить себе и
в Лондоне, и в Берлине.

Корпус «Россгострах».
План на уровне паркинга
Но все это сдержанное достоинство европейского стандарта производит эффект
острейшего аттракциона из-за того, что оно перенесено в замоскворецкий двор.
Причем не просто перенесено (этот путь в свое время предлагали архитекторы Bovis
International, расставлявшие на данной территории просто шесть одинаковых
корпусов, схожих с «Даймлером»), но как бы препарировано Москвой.

Генеральный план комплекса
Блок 1 Входной корпус
Блок 2 Здание «Даймлекр-Крайслер»
Блок 3 Здание «Росгосстрах»
Блок 4 Корпус «Легион»
Блок 5 Офисное здание
Говоря о препарировании, я имею в виду две черты комплекса.
Во-первых, обратную иерархию пространств. В свое время Вальтер Беньямин
очень точно заметил в «Московском дневнике», что в Москве деревня играет в
прятки с городом – вы входите в подворотню маленькой улицы, и вдруг оказываетесь
в каких-то полях, как в знаменитом поленовском «Московском дворике». Масштаб
Ордынки в этом месте сугубо окраинный, провинциальный, соседняя входная арка
внутрь квартала ведет в Марфо-Мариинскую обитель, строившуюся в свое время
Алексеем Щусевым по умилительному образцу малых псковских погостов. О масштабе
Старомонетного переулка и говорить не приходится, вход в комплекс здесь
фланкируется двухэтажными руинированными домами позапрошлого века, живо
сохранившими память о том, что Москва хотя большая, но деревня. Масштаб
андреевского бизнес-парка, наоборот, столичный, городской, ширина внутренней
улицы комплекса в полтора раза шире Ордынки. Этот взрыв масштаба за подворотней,
невозможный ни в одном из европейских городов, это именно московский эффект
пространства, и он придает всей архитектуре комплекса неожиданную остроту.
Остается пожалеть, что на Остоженке, при всем внимании к морфотипам традиционной
застройки, подобного пространственного эффекта нигде сохранить не удалось.

Вид на офисное здание (Блок 5), выходящее в Старомонетный переулок

Вид на входной корпус (Блок 1) изнутри бизнес-парка
<<вернуться
далее>>
|
 |
|