приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Дмитрий Швидковский
Новая Большая анфилада
XIII-MMV - 27.03.2005

Все пять перекрытых стеклянными кровлями внутренних дворов поднимутся на уровень второго этажа и превратятся в «висячие сады», покоящиеся на перекрытиях первого яруса. Этим приемом авторы апеллируют к первоначальному сооружению Эрмитажа екатерининской эпохи Ж.-Б. Валлен де ла Мотом, когда была создана подобная схема организации пространства. Большие залы они располагают только в «перемычках» между внутренними дворами, которые, кстати сказать, были перестроены в наибольшей степени. Высота этих залов – двенадцать метров, как в главных частях Зимнего дворца и Нового Эрмитажа, что сделано сознательно, в качестве еще одной «пространственной цитаты», подчеркивающей единство всего музейного ансамбля.

Трансформация зала-перемычки с помощью «больших дверей». Эскиз

Особое устройство, «большие двери», данных залов задумано так, чтобы их створки, открываясь, вставали по диагоналям помещения, но не сходились в центре, оставляя проход и создавая сквозную перспективу. Авторы подчеркивали: «…пространство сходится в перспективе, как улицы в театральных декорациях или перспективно сокращающиеся пространства архитектуры барокко… В результате в проекте соединились две темы: длинные анфилады малых залов и большая перспективно сходящаяся анфилада…»

Перед нами редчайший в современной, особенно российской, архитектуре пример символического осмысления «языка» исторического пространства реконструируемого ансамбля, попытка выявления не только его конкретных свойств, но и основ его художественного смысла, которые авторы называют «метафорами». Причем архитектурная разработка деталей намеренно делается лаконичной, без какой-либо стилизации на уровне декора или ордера.

Структура перспектив из противоположных точек анфилады

Мне кажется привлекательным не только сам проект «Большой анфилады», но и демонстрируемый ею подход к современной архитектуре в целом. Речь не идет о проблеме сохранения исторического наследия. Сегодня, увы, стало ясно, что те подходы к нему, которые сложились в третьей четверти ХХ века, в эпоху Венецианской хартии, ставшей вплоть до конца тысячелетия главным интернациональным оружием борцов за консервацию и реставрацию памятников, не выдерживают стремительного развития новой жизни. Старый город становится не просто «музеем на открытом воздухе», но, скорее, историческим театром архитектуры, наполненным «начинкой» с новой технологией, примененной с современными, не имеющими почти ничего общего с первоначальным назначением целями.

Сегодня в развитии современного российского зодчества, и прежде всего в Петербурге, необходимо сохранить архитектурную культуру, если хотите – архитектурную «интеллигентность», непременное свойство которой, как мне кажется, способность мыслить на языке, воспринятом у исторического пространства, основанном на алгоритмах его развития и не нарушающем его аксиом. 

<<вернуться       далее>>

вверх

 Здесь / экономика

     

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Архитектура модернизма и рынок

     

 Здесь / постройка

     

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Дом Белова

     

 Здесь / проект

     

27.03.2005 XIII-MMV
Дмитрий Швидковский
Новая Большая анфилада

     

 Здесь / реконструкция

     

27.03.2005 XIII-MMV
Елена Гонсалес
Архитектура успеха

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна