|
|
Современная классика
Дмитрий Швидковский
Новая Большая анфилада
XIII-MMV - 27.03.2005

Все пять перекрытых стеклянными
кровлями внутренних дворов поднимутся
на уровень второго этажа и превратятся
в «висячие сады», покоящиеся на перекрытиях первого яруса. Этим приемом
авторы апеллируют к первоначальному
сооружению Эрмитажа екатерининской
эпохи Ж.-Б. Валлен де ла Мотом, когда
была создана подобная схема организации
пространства. Большие залы они располагают только в «перемычках» между
внутренними дворами, которые, кстати
сказать, были перестроены в наибольшей
степени. Высота этих залов – двенадцать
метров, как в главных частях Зимнего
дворца и Нового Эрмитажа, что сделано
сознательно, в качестве еще одной «пространственной цитаты», подчеркивающей
единство всего музейного ансамбля.


Трансформация зала-перемычки с помощью
«больших дверей». Эскиз
Особое устройство, «большие двери»,
данных залов задумано так, чтобы их
створки, открываясь, вставали по диагоналям помещения, но не сходились в центре,
оставляя проход и создавая сквозную
перспективу. Авторы подчеркивали:
«…пространство сходится в перспективе,
как улицы в театральных декорациях или
перспективно сокращающиеся пространства архитектуры барокко… В результате
в проекте соединились две темы: длинные
анфилады малых залов и большая перспективно сходящаяся анфилада…»
Перед нами редчайший в современной, особенно российской, архитектуре
пример символического осмысления
«языка» исторического пространства
реконструируемого ансамбля, попытка
выявления не только его конкретных
свойств, но и основ его художественного смысла, которые авторы называют
«метафорами». Причем архитектурная
разработка деталей намеренно делается
лаконичной, без какой-либо стилизации
на уровне декора или ордера.

Структура перспектив
из противоположных
точек анфилады
Мне кажется привлекательным
не только сам проект «Большой анфилады», но и демонстрируемый ею подход
к современной архитектуре в целом. Речь
не идет о проблеме сохранения исторического наследия. Сегодня, увы, стало ясно,
что те подходы к нему, которые сложились в третьей четверти ХХ века, в эпоху
Венецианской хартии, ставшей вплоть
до конца тысячелетия главным интернациональным оружием борцов за консервацию
и реставрацию памятников, не выдерживают стремительного развития новой
жизни. Старый город становится не просто
«музеем на открытом воздухе», но, скорее,
историческим театром архитектуры,
наполненным «начинкой» с новой технологией, примененной с современными,
не имеющими почти ничего общего с первоначальным назначением целями.
Сегодня в развитии современного
российского зодчества, и прежде всего
в Петербурге, необходимо сохранить
архитектурную культуру, если хотите
– архитектурную «интеллигентность»,
непременное свойство которой, как мне
кажется, способность мыслить на языке,
воспринятом у исторического пространства, основанном на алгоритмах его
развития и не нарушающем его аксиом.
<<вернуться
далее>>
|
 |
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / постройка
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
|