|
|
Современная классика
Дмитрий Швидковский
Новая Большая анфилада
XIII-MMV - 27.03.2005
Существующие корпуса-перемычки между
дворами, подлежащие
частичной разборке
Людской поток должен двигаться
по этому своего рода молу к центру лифтов
и лестниц, расположенному на уровне
триумфальной арки, откуда можно будет
попасть на верхние ярусы комплекса. Вертикальные коммуникации осуществляются также и за счет многочисленных
старых лестниц, относящихся к различным частям комплекса Росси.
На втором ярусе доминируют принципы анфиладности и перспективности
пространства. В пояснительном издании
к проекту авторы подчеркивают: «В чертежах Главного штаба Росси... видно,
что здание состоит из отдельных анфилад
(иногда они так и назывались: «анфилада Министерства иностранных дел»,
«анфилада Министра внутренних дел»).
В то же время в характере рисунка плана
в целом эти анфилады имеют тенденцию связываться в анфиладные линии...
Мы решили сделать анфиладу исходным
принципом построения экспозиционных
помещений Главного штаба». В проекте
выделены три такие «анфиладные линии»,
объединяющие помещения, выходящие
соответственно на Дворцовую площадь,
в сторону Певческого проезда и идущие
вдоль набережной Мойки.
Современные виды
внутренних дворов
восточного крыла
Главным композиционным замыслом
проекта стало создание анфилады как пространственного знака, выражающего идею
здания и связывающего ее с художественными образами Эрмитажа и Петербурга
в целом. Во всех корпусах, разделяющих
внутренние дворы, предполагается сделать
залы с огромными проемами и раскрывающимися створками их «дверей», которые
придадут анфиладный характер всему
пространству. Правда, в действительности
сквозь эти проемы проход не предполагается. Речь идет лишь о перспективе,
которая создается цепью дворов, перекрытых прозрачной кровлей, и залов, как
умозрительном приеме, придающем всей
композиции характер пространственной
метафоры, осмысленной как движение
по дворцовой анфиладе.
По контурам здания протянутся
цепи сохраняемых от постройки Росси
небольших залов, отдаваемых музейным экспозициям. Если первый этаж для
авторов это «продолжение Дворцовой
площади», то на втором этаже «посетитель оказывается «в анфиладе висячих
садов и больших зал». «Мы... предусмотрели устройство не проемов, а дверей
на всю высоту двенадцатиметрового зала.
Их можно назвать «большой дверью»,
«подвижной стеной» и «дверью-стеной»…
Дверь закрыта – зал становится коробкой, освещенной верхним светом. Дверь
открыта – возникает Большая анфилада…» – подчеркивали авторы проекта.
в ходе проектирования характер этих
залов-перемычек изменился. В их верхней
части появились переходы, соединяющие фрагменты комплекса, выходящие
на Дворцовую площадь и к набережной Мойки. Эти достаточно обширные
помещения также способны увеличить
выставочные площади. Главное, что они
облегчают взаимную доступность отдельных подразделений музея, не нарушая
основного «анфиладного» принципа построения внутреннего пространства.
<<вернуться
далее>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / постройка
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|