приглашаем посетителей сайта на форум
16.12.2009/ содержание и все опубликованные материалы номера XXIX MMIX
01.05.2009 / содержание и все опубликованные материалы номера XXVIII MMIX
20.01.2005 / Открыт раздел "Тексты", в котором опубликованы книги Г. Ревзина
"Неоклассицизм в русской архитектуре начала XX века" (М., 1992) и
"Очерки по философии архитектурной формы" (М., 2002)

     тел.(495) 623-11-16  

 

О журнале
 
Подписка
 
Форум
 
Что делают
ньюсмейкеры?
 
Зарубежные
новости
 
Вызов - Ответ
 
Путешествие
 
Культура
 
SOS
 
Современная
классика
 
Вещь
 
Исторический
очерк
 
Школа
 
Художественный
дневник
 
Дискуссия
 
Объект
 
Спецпроекты
 
Книги
 
Тексты
 
[архив
номеров
]

 

 

Современная классика

Дмитрий Швидковский
Новая Большая анфилада 
XIII-MMV - 27.03.2005

По мысли авторов, новая анфилада организована по принципу барочной перспективы, характерной для Петербурга

В произведениях Росси сохранилась пришедшая от эпохи барокко и слившаяся с эстетикой романтизма театрализованная перспективность внешних и внутренних пространств, объединенных в одно целое. Осталась в силе анфиладность интерьеров и осевые перспективы планировки, контрастность открытых и замкнутых частей, многократные повороты при движении внутри здания, смещение композиционных осей – изначальные качества петербургской архитектурной истории.

Поперечные разрезы по первому, второму и третьему залам

В конце 1970-х годов среди множества советских учреждений, оккупировавших здание Главного штаба на Дворцовой площади тогдашнего Ленинграда, находились и хранилища архива Военно-морского флота СССР, которые содержали, среди прочего, коллекции архитектурных чертежей. Сумев уговорить адмирала, сидевшего среди пыльных папок в полной парадной форме, мне удалось проникнуть за сверкающий россиевским великолепием «занавес» фасада, обнимающего Дворцовую площадь.

Поперечный разрез зала-перемычки

Там открывался иной, контрастный классическому Петербургу, мир полузахламленных, полузастроенных в разное время дворов, запутанных переходов, странных лестниц, безнадежных тупиков. В его живописной заброшенности было немало романтического, но весь интерес этого места волей стражей тамошних учреждений был исключен из доступной обозрению картины Петербурга. Сегодня, когда назначение здания Главного штаба меняется, и часть Эрмитажа занимает его внутренние пространства, нельзя не задуматься, как это повлияет и на само грандиозное здание, и на облик города в целом. В проекте коллектива «Студии 44», возглавляемого братьями Явейн, эти проблемы, на мой взгляд, находят решение, связанное с особенностями смысла петербургского пространства и художественного образа города.

Продольный разрез комплекса по оси Большой анфилады

Консервация советского состояния ансамбля или попытка его воссоздания на какую-либо дату императорской истории России бессмысленна и невозможна. В принципе судьба здания Главного штаба предрешена явлениями совершенно неархитектурными и даже нероссийскими, а прежде всего направлением мировых потоков культурного туризма. Центр Петербурга занял неизменное место в ментальности человечества – в представлениях о ценностях культуры, признаваемых Западом и Востоком, и его музеефикация неизбежна.

Эскиз зала-перемычки

То, что может быть добавлено современными архитекторами к образу центра Петербурга, с одной стороны, должно соответствовать историческим художественным свойствам великого города, с другой – историзм может быть в большей степени усилен за счет расширения музейных комплексов. Сотни тысяч старинных предметов, находящихся в фондах Эрмитажа и прочих музеев, открывшись зрителю, способны придать новое качество «фактуре» петербургских впечатлений, добавив свое необычайное изобилие к контрапункту обычно демонстрируемых шедевров.

Аксонометрия новой Большой анфилады

«Большой Эрмитаж» должен включить в себя все сооружения, охватывающие Дворцовую площадь, но это вопрос будущего. Сейчас речь идет о реконструкции половины здания Главного штаба (между проездом под триумфальными арками, площадью, Певческим проездом и набережной Мойки).

Вне границ восточного крыла здания Главного штаба вмешательство современных зодчих не будет «читаться» вовсе. В проекте «Новая Большая анфилада» архитекторы Олег и Никита Явейны и их коллеги строго хранят единственно возможную в данном случае позицию – невмешательство в градостроительную ситуацию. Они обеспечивают полную сохранность внешних фасадов, создавая лишь внутри контуров здания Главного штаба новое пространство, которое они стремятся наполнить «метафорами» петербургской архитектурной истории.

Существующие входы в различные части здания, внешне оставленные без изменений, будут выводить посетителя в сложное, объединенное пространство на уровне земли, целый «городской квартал», предназначенный для посетителей музея. В него ведут три входа с набережной Мойки, один – от Певческого проезда, два – с Дворцовой площади и, наконец, еще один из-под триумфальной арки. Основные выходы сосредоточены в наиболее отдаленной от площади части комплекса, их всего два, расходящихся в противоположные стороны: на Большую Морскую и набережную Мойки. Внутри пространства первого яруса движение людей остается свободным, поскольку здесь должны располагаться разнообразные магазины, кафе, информационные центры, среди которых посетитель может выбирать.

<<вернуться       далее>>

вверх

 Здесь / экономика

     

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Архитектура модернизма и рынок

     

 Здесь / постройка

     

27.03.2005 XIII-MMV
Григорий Ревзин
Дом Белова

     

 Здесь / проект

     

27.03.2005 XIII-MMV
Дмитрий Швидковский
Новая Большая анфилада

     

 Здесь / реконструкция

     

27.03.2005 XIII-MMV
Елена Гонсалес
Архитектура успеха

     

 Архив раздела

     

XXIX-MMIX

     

XXVIII-MMIX

     

XXIV-MMVIII

     

XXIII-MMVIII

     

XXII-MMVII

     

XXI-MMVII

     

XX-MMVI

     

XVIII-MMVI

     

XVII-MMVI

     

XV/XVI-MMV

     

XIV-MMV

     

XIII-MMV

     

XII-MMIV

     

XI-MMIV

     

X-MMIV

     

IX-MMIII

     

VIII-MMIII

     

VII-MMIII

     

VI-MMIII

     

V-MMII

     

IV-MMII

     
 

III-MMII

     
 

II-MMI

     
 

I-MMI

     

 


Rambler's Top100


     тел.(495) 623-11-16 

Rambler's Top100

 © Проект Классика, 2001-2009.  При использовании материалов ссылка на сайт обязательна