|
|
Современная классика
Дмитрий Швидковский
Новая Большая анфилада
XIII-MMV - 27.03.2005

В проекте «Студии 44» адекватно
разрабатываются специфические технологические проблемы музея, с каждым
новым возникающим вариантом уточняются способы удовлетворения нужд
посетителей, сотрудников, создателей
экспозиций. Архитектурные предложения
были уточнены советом директоров крупнейших музеев мира и, вероятно, будут
развиваться дальше в своей функциональной составляющей. Очень хотелось бы,
правда, чтобы этот процесс не нарушил
ни цельности, ни художественного смысла
предложений по реконструкции восточной
части здания Главного штаба.

В них найдено гармоническое
равновесие учета требований охраны
исторического образа города и одновременного развития отчетливо современной
архитектурной мысли. При выборе между
«музейным хай-теком», стилизацией
в классицистическом духе и подходе,
который можно было бы назвать «метафорическим классицизмом» братьев
Явейнов, последний представляется мне
для проекта «Большой анфилады» наиболее привлекательным.

Фрагменты макета новой
Большой анфилады
Здесь чувствуется «душа Петербурга»: не нарушается, но, напротив,
подчеркивается современными средствами ощущение присутствия в «городе
парков и зал», с его перспективами,
устремленными в классическую даль,
анфиладами, создающими ритмическую
динамику, искусственными природными
пространствами дворцовых и висячих
садов. Архитекторам удается в серии
постепенно совершенствуемых проектов
создать художественный язык на основе
архитектурной памяти города. Причем,
что особенно важно, это делается не за счет
подражания, не путем копирования
декоративных мотивов, а благодаря обращению к основополагающим свойствам
зодчества, характеризующим любую его
ипостась, в том числе и петербургскую,
– к устойчивым архетипам пространства, веками определявшим эстетические
качества города, минуя все стилистические и иные перемены. И в то же время
проект «Студии 44» совершенно конкретен, он намеренно сделан как «плоть от
плоти» Эрмитажа, даже с соответствием
высот парадных залов, он отвечает современным остронасущным требованиям
задыхающегося от своего богатства музея.
Надеюсь, что этот замысел будет осуществлен, хотя на это потребуется немалое
время, но и сейчас, на бумаге и экранах
компьютеров, он представляет собой одно
из наиболее интересных произведений
российского зодчества последних лет.
Он важен, на мой взгляд, для определения
современного состояния петербургской
архитектуры и способен стимулировать
развитие ее традиционно классического
характера. Как писал Иосиф Бродский:
Лишь ты одна, архитектура,
Избранница, невеста, перл
Пространства, чья губа не дура,
Как Тассо пел,
Безмерную являя храбрость,
Которую нам не постичь,
Оправдываешь местность, адрес,
Рябой кирпич.
<<вернуться
|
 |
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / постройка
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / проект
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
Здесь / реконструкция
|
|
|
|
 |
|
|
|
|
|
|